«Чтобы не будоражить общественность»
Конечно, озабоченность наших граждан мы прекрасно понимаем, мы сами граждане нашей страны
За аварию ракеты-носителя «Протон-М» Казахстан выставил счет России. При этом сумма возмещения не указывается, сообщают в пятницу казахские СМИ. Об этом сообщил журналистам вице-министр окружающей среды и водных ресурсов Казахстана Бектас Мухамеджанов в рамках Гражданского форума в Астане, передает Tengrinews.kz.
«По итогам последней аварии, я цифру называть не буду, чтобы не будоражить общественность, но наш комитет посчитал экологический ущерб, этот ущерб озвучен российской стороне. Сейчас российская сторона обсуждает: приемлема ли эта цифра ущерба, который посчитали наши специалисты. Это вопрос переговоров, и мы посмотрим, как Россия отреагирует», – сказал он.
При этом вопрос чиновнику касался позиции министерства по запускам ракет, работающих на высокотоксичном топливе.
«Проблема замены ракет, работающих на гептиле, на другие носители обсуждалась, и Казахстан в свое время выделил большие деньги на создание, вы знаете, проекта «Байтерек». Но, к сожалению, деньги разворовали. Как обычно, куда-то они ушли, но проект не состоялся», – признался вице-министр.
Он также заявил, что позиция министерства – это «однозначно сокращать запуски с гептилом».
«Сейчас украинская ракета-носитель «Днепр» активно обсуждается. И россияне тоже не против, чтобы мы этот проект вместе развивали, чтобы заменить постепенно «Протон», – отметил Мухамеджанов.
Чиновник напомнил, что в начале года в правительство Казахстана было направлено письмо за подписью министра окружающей среды с предложением, учитывая выполнение договоренности о постепенном сокращении запусков ракеты «Протон», в этом году ограничиться восемью пусками.
«Но правительство наше предложение не поддержало, вы знаете, постановлением правительства на этот год определено 15 пусков. Пока россияне, по-моему, сделали восемь или девять запусков. Смогут ли они до конца года эту квоту реализовать или нет – этот вопрос за российской стороной», – отметил вице-министр.
Он также выразил готовность провести «круглый стол» с активистами движения «Антигептил», отметив, что его министерство не в силах самостоятельно решить вопрос использования гептила.
Добавим, что 8 ноября и глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил о готовности к диалогу с противниками запуска с Байконура ракет, работающих на высокотоксичном топливе гептиле.
«Конечно, озабоченность наших граждан мы прекрасно понимаем, мы сами граждане нашей страны, и вы знаете, что я первый, кто выступал против запуска с нашего космодрома ракет, использующих высокотоксичные компоненты топлива, такие как гептил и амил», – сказал он.
«Мы настаиваем на том, чтобы сокращать пуски таких ракет с космодрома Байконур, но не все от нас зависит, к сожалению. Конечно, нужно это делать профессионально. Если создается общественная организация, они должны прислушиваться к профессиональным органам, специалистам, как нужно работать в этом направлении. Просто запретить будет невозможно на сегодняшний день по многим причинам», – отмечал Мусабаев.
Кампания против гептила широко развернулась в Казахстане после падения российской ракеты-носителя «Протон-М» в июле. В Астане и Алма-Ате местные экологи не раз устраивали в связи с этим различные акции, митинги, флешмобы.
Разбор полетов
Падение ракеты-носителя «Протон-М» с тремя навигационными космическими аппаратами ГЛОНАСС-М произошло на космодроме Байконур 2 июля. Аппарат упал примерно через минуту после старта.
Аварийная комиссия по расследованию ЧП в итоге пришла к выводу, что датчики угловых скоростей на ракете «Протон-М» были неправильно установлены, что и привело к аварии.
В августе правительственная комиссия приняла решение об отстранении от должностей трех руководителей Космического центра имени Хруничева, ответственных за аварию ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля.
После ЧП также делались различные заявления о том, что ситуация в российской космической индустрии не радужная, была предложена реформа космической отрасли, а затем руководство Роскосмоса и вовсе поменяли.
Первый старт после ЧП несколько раз переносился, в том числе, как сообщали некоторые СМИ, по просьбе казахской стороны. По слухам, Астана сначала не была в курсе готовящегося старта. А Роскосмос не стал дожидаться, пока возобновление пусковой деятельности будет одобрено официальными инстанциями Казахстана, в частности министерством охраны окружающей среды, и сам назначил дату.
Однако официально все эти слухи опровергались.
К тому же, и на самом высоком уровне отношения между двумя странами всегда оставались самыми добрыми. Так, 11 ноября главы России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали договор о добрососедстве и сотрудничестве в XXI веке.
Первый послеаварийный пуск состоялся 30 сентября.
За ним тогда внимательно следило все руководство Роскосмоса во главе с Владимиром Поповкиным (которого вскоре сменили на Олега Остапенко – прим. ВЗГЛЯД).
Корреспондент «Коммерсанта», освещавший это событие, рассказал, что на площадке чувствовалось небывалое напряжение: «В тот момент, когда была озвучена минутная готовность к пуску, господин Поповкин стиснул двумя руками поручни, ограждавшие наблюдательный пункт. Смотря на его лицо, становилось понятно: если поручни были бы не металлические, а деревянные, то они непременно сломались бы».
25 октября этого года ракета «Протон» стартовала с Байконура с американским спутником связи Sirius FM-6. Это был второй пуск после ЧП в июле.
12 ноября ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту запущенный с космодрома Байконур спутник Минобороны России «Радуга-1М». Ракета-носитель стартовала под личным контролем командующего войсками Воздушно-космической обороны генерал-майора Александра Головко.
Этот пуск «Протона-М» стал 391-м в истории этой ракеты-носителя, восьмым в этом году и третьим после аварии.
До конца текущего года, напоминает «Интерфакс», Роскосмос намечал произвести еще два пуска «Протонов»: 8 декабря – с коммерческим спутником «Инмарсат-5 Ф1» и 26 декабря – с российским телекоммуникационным спутником «Экспресс-АМ5».
По данным Википедии, из общего числа пусков за все время 47 закончились неудачей во время работы первых трех ступеней и разгонного блока.
При этом по числу пусков, выполненных за 10 месяцев этого года, Байконур прочно удерживает лидерство среди космодромов мира.