В среду стало известно об окончании тяжбы наследников известного коллекционера икон Михаила де Буара (Елизаветина), в течение двух лет деливших крупнейшую коллекцию древнерусских икон.
Она посчитала, что имеет право на эту коллекцию, поскольку при жизни Михаила Евгеньевича помогала ему по техническим вопросам
Как сообщил газете ВЗГЛЯД сын Михаила де Буара Михаил, наследники коллекционера достигли соглашения с одной из его бывших жен Любовью Елизаветиной, у которой находится часть коллекции.
«Завещание будет исполнено в понедельник, 30 января – в Музее русской иконы Михаила Абрамова произойдет торжественная передача икон наследникам», – сказал он.
«Эти суды изрядно вымотали за два года, хочется закончить это поскорее», – прокомментировал он.
Михаил де Буар сообщил, что именно Любовь Елизаветина пошла навстречу наследникам, затруднившись ответить, что могло послужить ее мотивом.
Коллекция икон, собранная Михаилом де Буаром, является одной из самых крупных среди частных иконных собраний в России. Ее отличают высокое художественное качество произведений и полнота исторического охвата: в ней представлены как шедевры XIV–XVII веков, так и иконы Нового времени (XVIII – начала XX века). Всего в нее входят 192 иконы, а ценность всей коллекции, по оценкам экспертов, на сегодняшний день составляет около 70 млн евро.
При жизни коллекционер вынашивал планы создания собственного музея иконописи – полнота и художественная ценность коллекции позволяли претендовать на такой статус. Однако будет ли этот музей создаваться после смерти де Буара, пока непонятно. Возможно, наследство коллекционера будет разделено между наследниками, коллекция разойдется между музейными и частными собраниями.
В феврале 2010 года последняя супруга Михаила де Буара Татьяна (брак заключен в конце августа 2009 года, за 12 дней до его смерти) обратилась в правоохранительные органы с заявлением о похищении 190 входивших в коллекцию икон из Царицыно. В заявлении указывается, что предметы искусства из музея забрала предыдущая супруга коллекционера Любовь Елизаветина и произошло это 1 февраля.
Однако в дирекции ГМЗ «Царицыно» уточнили, что экспонаты были в штатном порядке вывезены после окончания выставки, которая была открыта 3 июня 2008 года. «В соответствии с условиями договора, после закрытия выставки все иконы, экспонировавшиеся на ней, возвращены Елизаветиной – лицу, с которым был заключен договор о предоставлении икон на выставку», – отметили в музее. Именно Любовь Елизаветина была супругой Михаила де Буара на момент открытия выставки.
«Сдавала (иконы на выставку) Любовь Владимировна Елизаветина, с которой Михаил Евгеньевич состоял в браке долгие годы, – комментировала ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко. – На тот момент она была еще его женой, и иконы выставлялись на целом ряде выставок: на выставке частных собраний, которая проходила в нашем музее в 2007 году, на выставке в Музее изобразительных искусств, которая была год назад. И везде, насколько я знаю, именно Любовь Владимировна отдавала и принимала потом иконы. Таково было желание на тот момент Михаила Евгеньевича.
«Она посчитала, что имеет право на эту коллекцию, поскольку при жизни Михаила Евгеньевича помогала ему по техническим вопросам, связанным с этой коллекцией, – заявил в среду газете ВЗГЛЯД адвокат наследников Михаила де Буара Руслан Коблев. – На нее был оформлен договор страхования, и, воспользовавшись этим, она получила доступ к коллекции. Но, подчеркну, на сегодняшний момент думаю, что это взаимовыгодное решение и, самое главное, оно прекращает все споры по коллекции де Буара».
Позднее часть икон, находившихся у Любови Елизаветиной, были подарены ГМИИ им. Пушкина, однако Пресненский суд Москвы признал это незаконным и наложил на них арест. Затем приставы обнаружили 62 предмета из коллекции в хранилище музейно-выставочного центра РОСИЗО.
«Михаил Евгеньевич не успел в связи с тяжелой болезнью оставить завещание. Бывшие супруги не могут являться наследниками, то есть все его имущество должно было перейти его детям и последней супруге. Наследники хотели, чтобы коллекция оставалась неделимой, поскольку волю покойного они знали и помнили», – добавил он.
По словам защитника, судебное решение состоится в феврале, оно утвердит соглашение, которое заключено между наследниками.
«Стороны решили, скажем так, вернуться к главной воле покойного при жизни. Его главное желание было в том, чтобы коллекция оставалась неделимой, в этом и есть ее ценность. Уважая волю покойного, стороны решили заключить мировое соглашение и воссоединить коллекцию. Таким образом, фактически двухлетний судейский спор будет закончен, коллекция воссоединится в полном объеме, наследники намерены экспонировать ее в том музее, который согласится и у которого будет техническая возможность поместить на экспозицию всю коллекцию», – сказал Коблев.
Он отметил, что на уступку пошла Любовь Елизаветина. «Это взаимовыгодное соглашение, – сказал адвокат. – Эта выгода, может быть, и не связана с передачей какого-то имущества. Понятно, что прежде всего это выгодно наследникам, они получают всю коллекцию. Но я думаю, что от этого выиграет весь российский народ, который получит коллекцию в полном объеме».