Броненосец российского императорского флота «Петропавловск», затонувший во время Русско-японской войны 1904–1905 годов, обнаружен на морском дне вблизи Люйшунь (бывший Порт-Артур), сообщает в среду ИТАР-ТАСС со ссылкой на советника-посланника посольства РФ в Китае Евгения Томихина.
Остатки корпуса длиной около 60 метров, по моему мнению, на сто процентов являются «Петропавловском
По его словам, корпус «Петропавловска» был обнаружен участниками совместной российско-китайской экспедиции. Ее инициатором и участником с российской стороны стал Морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота «Искра». Со стороны Китая в экспедиции участвовали специалисты Государственного центра по охране подводного культурного наследия и Государственного музея Китая. Кроме того, к подводным работам были привлечены китайские военные моряки.
«Найденные остатки корпуса длиной около 60 метров, по моему мнению, на сто процентов являются «Петропавловском», – передает агентство слова директора центра «Искра» Владимира Карташева. Он также сообщил, что полученные предварительные данные еще обрабатываются китайской стороной, добавив при этом, что «все наши аналитические данные соответствуют этой точке».
В свою очередь контр-адмирал запаса Константин Лаптев, курирующий работу морского поисково-исследовательского центра Тихоокеанского флота «Искра», заявил газете ВЗГЛЯД, что говорить о нахождении броненосца «Петропавловск» пока преждевременно.
«Пока не будет официального заключения, никакую информацию в СМИ я давать не могу», – говорит Константин Лаптев.
При этом он подтвердил, что поиски «Петропавловска» идут уже более трех лет, и если найденный корпус действительно окажется этим броненосцем, это позволит установить точную причину гибели боевого корабля.
«Боевые повреждения, которые там получены, могут быть установлены после того, как туда спустятся водолазы. А пока основным предположением причины гибели «Петропавловска» остается его подрыв на минах», – сообщил контр-адмирал запаса.
Напомним, в настоящее время кроме версии о подрыве на мине существует предположение о том, что броненосец «Петропавловск» затонул в результате возгорания на борту или даже в результате диверсии японцев.
Как бы то ни было, катастрофа «Петропавловска» стала одним из существенных событий Русско-японской войны, повлиявших на ход всей кампании. Произошло это прежде всего потому, что на броненосце погиб самый талантливый на тот момент российский флотоводец вице-адмирал Степан Макаров.
«Потеря командующего флотом на Тихом океане Макарова Степана Осиповича явилась колоссальнейшей утратой, которая сказалась на ходе военных действий на море», – считает Константин Лаптев.
По его мнению, Макаров «был достаточно опытным и сильным адмиралом, который мог повернуть ход событий в противостоянии морских группировок России и Японии».
«Нужно понимать, что успех российского флота на море повлиял бы и на операции на берегу», – говорит Лаптев, отмечая, что гибель «Петропавловска» и Макарова стала «значительным эпизодом той войны».
Лаптев сравнивает значимость гибели Макарова с гибелью генерал-майора Романа Кондратенко, который «осуществлял наиболее действенные мероприятия по созданию фортификационных сооружений Порт-Артура». Многие проекты по созданию рубежей обороны, которые планировал осуществить Кондратенко, после его смерти не были реализованы.
Напомним, по официальной версии, флагман тихоокеанской эскадры России броненосец «Петропавловск» подорвался на минном заграждении. Считается, что после того как японский адмирал Того потерпел неудачу в попытке блокировать эскадру под командованием Макарова на рейде Порт-Артура, он попытался выманить русские корабли на тайно установленное минное заграждение.
По свидетельству очевидцев, роковой для «Петропавловска» взрыв раздался в тот момент, когда броненосец вместе с другими кораблями эскадры разворачивался, готовясь вступить в бой с основными силами японского флота. Вместе с вице-адмиралом Макаровым погибли 620 матросов, 29 офицеров, а также талантливый художник-баталист Василий Верещагин.
Примечательно, что корпус «Петропавловска», лежащий на расстоянии около 2,5 миль от берега на глубине около 36 метров, в 1909 году приобрел японский предприниматель Сакурая Цериносукэ, рассчитывавший обнаружить судовую кассу и другие ценности.
Организованная им экспедиция в 1913 году извлекла из внутренних помещений броненосца тела шести человек, один из которых был опознан как начальник штаба 1-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирал Михаил Молас. Его тело было отправлено в Петербург.
Другие пять моряков были похоронены японцами со всеми воинскими почестями на русском военном кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года. Сам корабль был обнаружен на дне расколотым на две части, причем носовая часть оказалась лежащей на ровном киле, а кормовая – перевернутой вверх днищем. Предложения Сакурая Цериносукэ русскому правительству о продаже корпуса броненосца и о подъеме личных вещей погибших не встретили поддержки.
По словам Константина Лаптева, экспедицию пришлось организовать только потому, что японская сторона категорически отказалась указать России даже примерные координаты затопления российского броненосца.