Федеральное правительство и городские власти Петербурга завершили двухлетнюю кропотливую работу по определению юридического статуса всех зданий-памятников Северной столицы.
До 1917 года все храмы находились в церковной собственности. Но государство при этом тоже не оставалось в стороне
«Мы завершили большую работу по разграничению зданий на городскую и федеральную собственность. Премьер Путин вчера подписал соответствующее постановление правительства, – приводит РИА «Новости» слова губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. – Из 1184 объектов 680 переданы в собственность города, а 504 – в федеральную собственность».
По большинству зданий договоренность была достигнута без особых проблем, в «спорный» список попали только 108 объектов. Впрочем, и с этими памятниками особых проблем не возникло. Список тоже поделили на практически равные части: в собственность РФ отошли 58 зданий, в городскую – 50.
Петербургу в результате достались такие известные памятники, как Большой и Малый Гостиные дворы, Смольный монастырь, ансамбль Стрелки Васильевского острова, Мариинский дворец, Петропавловская крепость, за исключением Монетного двора, дворец Юсуповых, Манеж и др.
Федеральные власти теперь владеют Зимним дворцом, Александро-Невской лаврой, Адмиралтейством, Таврическим дворцом, Летним садом, крепостью Кронштадт и т. д.
Не решен вопрос только о «списке 13», в который входят такие известные памятники, как Исаакиевский собор, Спас на Крови и собор в комплексе Смольного монастыря.
«Осталось только 13 объектов религиозного значения, – призналась Матвиенко. – В этом вопросе мы полагаемся на мнение патриарха Кирилла. Свои предложения по разграничению собственности я ему же отправила. Надеемся, этот вопрос решится до конца года».
Патриарх Кирилл посетит Петербург уже на следующей неделе, 27–29 мая. Возможно, он будет обсуждать этот вопрос с губернатором.
Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД член комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии иерей Александр Берташ, вопрос о принадлежности зданий религиозного назначения действительно непростой, но в целом для церкви нет принципиальной разницы, в федеральную и муниципальную собственность отойдут эти объекты.
«Суть у них одна – это государственная собственность, не церковная, – пояснил Берташ. – В каких-то случаях принадлежность храма к муниципальной или региональной собственности кажется предпочтительней. Епархиальному архиерею будет проще договориться с местными властями, не нужно будет для решения проблемы обращаться в Москву. Но, с другой стороны, по церковным зданиям, находящимся в ведении федеральных властей, также вопросы решаются достаточно оперативно. Я думаю, вопрос принадлежности здесь не настолько принципиален».
Отец Александр предложил современным политикам воспользоваться дореволюционным опытом. До 1917 года, напомнил он, все храмы находились в церковной собственности. Но государство при этом тоже не оставалось в стороне, оно принимало активное участие в поддержании зданий в нормальном состоянии, выделяло деньги на ремонт и реставрационные работы. Прежде всего, это касалось храмов общегосударственного значения, как раз таких, как Исаакиевский собор и храм Спаса на Крови.
Губернатор Матвиенко, комментируя факт раздела, подчеркнула, что решение вопроса по разграничению прав собственности на памятники «позволит городу инвестировать в реконструкцию и содержание этих зданий, а также использовать объекты в коммерческих целях», сообщает «Интерфакс».