Трудовые споры в столичном аэропорту Домодедово едва не поставили под угрозу график авиаперевозок: в понедельник 20 из 28 диспетчеров аэропорта написали заявления с просьбой об увольнении. Как заявил президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев, поводом для такого решения послужило предложение занять хуже оплачиваемые должности.
Давление руководства, «личные» беседы сыграли свою роль, в итоге диспетчеры забрали свои заявления
В аэропорту заявление лидера профсоюза опровергли. «Эта информация является некорректной. Ни одного заявления на увольнение написано не было, – заверила корреспондента газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь Домодедово Елена Галанова. – Все работают в штатном режиме, никто не увольняется».
Во вторник Сергей Ковалев объяснил газете ВЗГЛЯД, что сотрудники, написавшие заявления, по его данным, уже успели забрать их обратно. «Давление руководства, «личные» беседы сыграли свою роль, в итоге они забрали заявления, и теперь они будут называться диспетчерами по управлению спецтранспортом «на перроне», – сказал он.
Если бы диспетчеры действительно уволились, отметил Ковалев, уже через две недели можно было бы ожидать задержек рейсов – найти специалистов на замену в столь короткий срок довольно затруднительно.
Аэропорт Домодедово – единственный имеющий в своем в штате авиадиспетчеров (остальные диспетчеры работают в Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ). Такую привилегию управляющая аэропортом компания «Истлайн» получила в порядке эксперимента в 2003 году.
Предполагалось, что диспетчеры будут заниматься «перронным» сопровождением самолетов, идущих на взлет и посадку, однако фактически им приходится осуществлять функции не только вывода воздушных судов на точку запуска, но и в дальнейшем выполнение маневрирования вплоть до линии предварительного старта. Такие функции проходят уже по категории управления воздушным движением, что требует наличия лицензии, получить которую ЗАО «Домодедово эрпорт хэндлинг» не может. В то же время наличие у аэропорта функций, обеспечивающих взлет-посадку, позволяет компании получать сбор с авиакомпаний по 144 руб. за каждую тонну взлетной массы. Отказываться от этих функций, считает Сергей Ковалев, в планы руководства не входит.
В итоге, пояснил президент профсоюза, было принято решение просто изменить штатное расписание и переименовать должности сотрудников (управление наземным движением не требует лицензирования, а значит, у проверяющих органов претензий возникнуть не должно). При этом фактически сотрудники должны выполнять те же обязанности, что и раньше.
«Для компании при этом ничего не меняется – она так же получает сбор за взлет-посадку, держит в штате диспетчеров на вполне законных основаниях. Однако для диспетчеров разница велика. Статус диспетчеров по наземному движению существенно ниже. Им не полагается дополнительный отпуск, бесплатный проезд до места отпуска, льготное питание», – пояснил Сергей Ковалев.
Есть еще одно немаловажное обстоятельство: чтобы стать диспетчером по рулению, необходимо иметь российское гражданство и соответствующую лицензию. К специалистам по обслуживанию наземного движения такие требования не предъявляются. В результате компания получает возможность брать на работу, по сути, кого угодно.
«С новым штатным расписанием можно взять на работу любого дворника и после полугодичной стажировки доверить ему управление движением», – отметил Ковалев, напомнив, что Домодедово принимает в том числе и правительственные борты.
Демаршу диспетчеров предшествовали их попытки перейти на работу в госкорпорацию, утверждает Ковалев. По его словам, профсоюз неоднократно обращался и к ее руководству, и в Министерство транспорта, однако положительный ответ так и не был получен.
В госпорации факт переговоров о принятии на работу диспетчеров Домодедово не подтверждают. «Мне, к сожалению, об этом ничего не известно», – сказал газете ВЗГЛЯД помощник генерального директора корпорации по связям с общественностью Андрей Прянишников.
«Я допускаю, что коллеги действительно изъявят желание работать в госкорпорации, поскольку у нас высокая зарплата и замечательный соцпакет, – отметил он. – Если диспетчеры, работающие в аэропортах, переходят к нам на работу, они могут при определенных условиях претендовать на аналогичную должность».
Однако Сергей Ковалев опроверг слова Прянишникова. «Это не соответствует действительности, – заявил он. – Я неоднократно обращался к руководству госкорпорации с просьбой решить вопрос. Не исключено, что имели место определенные договоренности не брать на работу диспетчеров Домодедово».