По мнению главного государственного санитарного врача России, главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, действия табачных производителей в РФ являются «никотиновым геноцидом» российского народа.
Действия табачных производителей в РФ являются «никотиновым геноцидом» российского народа
«Противостояние с циничной, утратившей все нравственные нормы, правила, критерии и принципы российской табачной синекурой, находящейся в услужении у иностранного, и прежде всего американского, капитала, которая возглавляется госпожой Надеждой Школкиной (генеральный директор Ассоциации «Совет по вопросам развития табачной промышленности»), похоже, вступило в новый виток», – заявил глава ведомства, слова которого приводит «Интерфакс».
Сейчас, по мнению Онищенко, сверхдоходы американских корпораций оплачиваются здоровьем отечественного молодого поколения. Число россиян работоспособного возраста, страдающих от пагубной привычки, за последние 20 лет увеличилось на 440 тысяч человек и достигло катастрофически высоких цифр: сегодня в России курят 60% мужчин и 30% женщин, а ежегодное потребление табачной продукции составляет от 375 до 4000 млрд штук.
«Но даже эта бесчеловечная плата за чужое благосостояние не удовлетворяет этих господ, – сказал Онищенко, – Они добиваются установления для России средневеково высоких уровней содержания никотина и смол в сигаретах, позволяя на установленном законом уровне сбывать для российского народа самые низкопробные табаки».
Свои претензии к табачным корпорациям ведомство намерено предъявить через суд. Руководством Роспотребнадзора, по словам Онищенко, уже выданы соответствующие поручения юридическим службам. Слова главного санитарного врача России экспертам пришлись по душе.
«Я готов подписаться под каждым словом, – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Действительно, четыре транснациональные компании с середины 90-х годов получили «в пользование» население нашей страны. Их бизнес, по сути, строится на том, чтобы в России все больше и больше людей становились их постоянными клиентами. Компании выводят на рынок «женские сигареты», благодаря которым за 15 лет число курящих женщин в России увеличилось в пять раз, а в крупных городах среди школьников-выпускников курят порядка 50% девочек и мальчиков».
Ещё одна проблема – это так называемые «легкие» сигареты. Маркировка «лайт» или «легкие» запрещена к использованию в 46 странах мира, а в 14 странах мира введены обязательные картинки на пачках сигарет. Однако Россию от этого шага отделяет препятствие, связанное с очевидным засильем табачных компаний, за которыми стоят иностранные инвесторы.
«Эти компании давно вытесняются из США и Канады, а с 90-х годов – из стран Евросоюза, – сказал Янин. – В связи с этим корпорации отдают приоритет России и Украине – это два рынка, которые позволяют им зарабатывать деньги и безбедно существовать».
Удобство отечественного рынка, по мнению эксперта, определяется тем, что в России, во-первых, полностью не запрещена реклама табака, а во-вторых – крайне низкие акцизы на табачную продукцию. Они в 12 раз ниже, чем в Евросоюзе, и только рынок Украины и Молдавии демонстрирует более низкие ставки.
История с новым «ГОСТом» – техрегламентом на табачную продукцию – показала, что ситуация в нашей стране меняется, но изменения эти идут крайне медленно.
«Мы будем добиваться, чтобы Дума приняла запрет на «легкие» надписи, что же касается устрашающих изображений на пачках, то тут уже дело за Минздравсоцразвития и Госдумой. Самой тяжелой, скорее всего, будет битва за повышение акцизов», – заключил эксперт.