Новая маркировка пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы (ГМО), вводит принципиальное отличие живых и неживых микроорганизмов.
В настоящее время контроль за ГММ в России ничем не уступает европейскому и, вероятно, не будет серьезно изменен
Сегодня на этикетках любых продуктов, содержащих ГМО в объеме, превышающем 0,9%, – вне зависимости от природы этих модификаций – должен стоять особый унифицированный знак.
Как пояснили газете ВЗГЛЯД в Роспотребнадзоре, со следующего месяца, согласно постановлению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, на упаковках продуктов, содержащих «живые» ГМО, будет значиться: «Продукт содержит живые генно-инженерно-модифицированные микроорганизмы». При наличии нежизнеспособных модификантов производители будут писать: «Продукт получен с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов».
В третьем случае, когда продукт был получен с использованием освобожденных от технологических генно-модифицированных микроорганизмов или компонентов, освобожденных от ГММ, производители обязаны будут указывать: «Продукт содержит компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов».
В дополнениях к закону также указано, что новые продукты, полученные из ГМО растительного происхождения, изготовленные в Российской Федерации или впервые ввозимые из-за рубежа, также подлежат государственной регистрации.
Рассмотрев документы и экспертные заключения, Роспотребнадзор примет решение о госрегистрации и, если наименования пройдут медико-биологическую оценку безопасности, выдаст заявителю соответствующее свидетельство.
По мнению исполнительного директора партнерства «РусБренд» Алексея Поповичева, прямой обязанностью государства является обеспечение безопасности населения, в том числе и в продовольственной сфере, естественно это относится и к генно-модифицированным микроорганизмам. Новое постановление является логичным шагом по совершенствованию уже действующей нормативной базы, поэтому глобальных изменений в существующую схему оно не внесет.
«В настоящее время контроль за ГММ в России ничем не уступает европейскому и, вероятно, не будет серьезно изменен. До этого все шаги, предпринимаемые Роспотребнадзором, не вызывали у нас претензий и были достаточными в обеспечении продовольственной безопасности», - отметил в интервью газете ВЗГЛЯД Поповичев.
Директор Общенациональной Ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина считает, что нынешнее законодательство действительно максимально гармонизировано с европейским. Хотя всего год назад оно было значительно жестче, чем в Европе. Сейчас маркировка необходима, если в продукте питания содержится более 0,9% ГМИ, раньше она наносилась вне зависимости от количественного содержания.
«ОАГБ на протяжении четырех лет проводит независимые проверки различных продуктов, и практика показала, что производители не торопятся наносить маркировку о содержании ГМО в их продукции. По сей день в российских магазинах реализуется продукция, содержащая ГМО, хотя соответствующих указаний на упаковке нет. Это данные не только независимых экспертов, но и Роспотребнадзора», - рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД Елена Шаройкина.
По мнению эксперта, основная проблема заключается не в формулировке закона, а в том, что производители его не соблюдают, поскольку их недостаточно жестко контролируют.
«Можно совершенно ответственно сказать, что на сегодня система контроля безопасности продовольственного рынка в России далека от совершенства. Что эти нововведения дадут конечному потребителю? Я вынуждена отметить, что фактически ничего», - заявила Елена Шаройкина.