Новый житель деревни Седельниково, что в семи часах езды от Омска, приехал туда из западно-германского городка Гиссен. На счету 16-летнего подростка несколько правонарушений.
Молодой человек в экстремальных условиях и с помощью тяжелого физического труда должен научиться контролировать свою агрессию
Сибирь его отправили в сопровождении воспитателя, который говорит по-русски и в течении ближайших девяти месяцев должен помочь своему воспитаннику привыкнуть к новым для него условиям: чтобы согреться ему придется нарубить дров, а чтобы добраться до школы, надо пройти два километра по сорокоградусному морозу.
«Молодой человек в экстремальных условиях и с помощью тяжелого физического труда должен научиться контролировать свою агрессию»,- говорят в социальной службе города Гиссен.
Это приключение немецкие специалисты именуют «педагогикой переживания»: уже сама среда вынуждает малолетних правонарушителей усваивать правилам поведения в социуме. Первое время новоиспеченный сибиряк вынужден общаться главным образом со своим воспитателем – бежать некуда, кругом тайга.
Так, по мысли педагогов, трудный подросток вынужден искать взаимоприемлемый компромисс - то есть то, чего он не умел в прежней, привычной для себя обстановке.
На подростка и его воспитателя выделяется по 150 евро в день. Весь воспитательный курс обходится немецкой казне в 55 тысяч евро.
Примерно в такую же сумму обходится немецким властям годовое пребывание правонарушителя в колонии для несовершеннолетних. Лечение в психиатрической клинике стоит дороже.
«Можно посчитать и по-другому, - пишет газета Die Welt, - 55 тысяч евро соответствуют 130 годовым заработкам одного жителя Седельниково… Спутникового телевидения и мобильных телефонов здесь нет, зато есть три телепрограммы на русском, туалет на улице и печное отопление».
«Сибирь - это последняя соломинка», - приводит немецкое издание слова Франка Крёнера, который еще 1997 году отправил в Сибирь первого трудного подростка. С того времени в проекте «Pfad ins Leben» приняли участие несколько десятков человек. Эффективность этого метода Франк Крёнер оценивает «50 на 50» - это лучше, чем после пребывания немецкой колонии.
По словам директор местной школы, трое из четырех детей в этой деревне живут за чертой бедности. «Если чему и можно научиться в тайге, так это смирению», - говорит Владимир Седельников.
Воспитатели признаются, что это очень трудная работа: «Каждый день, как война». Однако они отмечают дружелюбие местных жителей. «Бедные мальчики», - приводит германское издание слова деревенских бабушек. Впрочем, не обходится и без эксцессов: как-то раз одного из воспитателей обокрали до кальсон. Вора нашли – сосед обменял чужие вещи на сахар и дрожжи, чтобы сделать из них самогон.
Кстати, немецкие подростки в кражах не замечены. «Поездка в русскую тюрьму, где находятся их сверстники, позволяет быстро избавиться от ненужных мыслей», - пишет Die Welt.
Участие в необычном проекте добровольно – необходимо согласие подростка на поездку в Сибирь.
«При всем злорадстве, нельзя не заметить, что «сибирское решение» имеет лишь краткосрочное действие – оно занято симптомами болезни…», - заметил обозреватель газеты «Offenburger Tageblatt». Между тем, судя по опросам, до 47% немцев считают этот метод перевоспитания оправданным. 32% считают, что свою молодежь нужно воспитывать дома.
В целом курс перевоспитания длится два года – это и подготовка к Сибири и последующее наблюдение за тем, как подросток, вернувшись на родину, адаптируется среди сверстников.
Россия не единственный пункт назначения. По данным университета в Люнебурге, год назад за границей в экстремальных условиях перевоспитывались 600 трудных подростков из Германии – в том числе, в Греции и США. «Если мы сделаем из буяна смирного безработного, то это уже успех», - говорит Михаэль Брендт, представитель федерального союза «педагогики переживания».