Спецпосланник ООН Стаффан де Мистура провел в среду вечером в Женеве первую встречу с членами «московско-каирской» делегации сирийской оппозиции.
В основном, слышен голос только тех оппозиционеров, что живут за границей в пятизвездочных отелях, летают на частных самолетах и якобы представляют весь сирийский народ
Ранее де Мистура встретился с делегацией правительства Сирии, глава которой Башар Джаафари недовольно заметил, что де Мистура пока не выполнил своих обязанностей, вытекающих из резолюции Совбеза ООН, а именно – не собрал в Женеве широкого спектра оппозиции. Напомним, непрямые переговоры при посредничестве де Мистуры возобновились в понедельник. В них участвуют делегация Дамаска и две делегации оппозиции, одна из которых была сформирована в декабре в столице Саудовской Аравии, а другая – в Каире и Москве. Они представляют в основном эмигрантские движения.
Базовая ценность оппозиции
Словно бы отзываясь на критику из уст эмиссара Дамаска, де Мистура в ближайшие дни обещает принять еще и «третью делегацию оппозиции», сформированную, как сообщали новостные агентства, накануне на военной базе Хмеймим, в российском центре по примирению.
Во встрече же на базе Хмеймим приняли участие более 30 представителей партий и движений, а также известных общественных деятелей Сирии. «Мы избираем делегацию, которая представит нас мировому сообществу и защитит наши интересы в Женеве, опираясь на национальные ценности», – говорится в коммюнике участников встречи. В своем коммюнике, под которым подписались 32 активиста, они выступили против любого иностранного вмешательства в дела страны и потребовали компенсаций от иностранных государств, виновных в нанесении ущерба Сирии.
Избранные 15 делегатов направились в Женеву, передало РИА «Новости», а возглавил группу Ильян Масаад – доктор права, генсек «Национальной конференции» (эта партия выступает за единое светское государство), одновременно представитель другой – «Сирийской национальной рабочей партии». Мероприятие было созвано по просьбе представителей внутренней оппозиции, создавших в начале марта инициативную группу по разработке новой конституции Сирии.
По последним сообщениям, поступившим в среду вечером, данная делегация уже прибыла в Женеву.
«Многие из них сидели в тюрьмах режима»
Живущий в Москве сирийский политолог Али Салим Асад одобрительно отзывается о «группе Хмеймим». «Это светские демократы, они готовы на переговоры с правительством ради спасения страны. У них нет связей с внешними силами или с вооруженными формированиями. Но они представляют молчаливое большинство Сирии, которое вообще устало от войны, но при этом хотят сохранить государственность», – сказал Асад газете ВЗГЛЯД.
«До сих пор в мировой прессе в основном слышен голос только тех оппозиционеров, что живут за границей в пятизвездочных отелях, летают на частных самолетах и якобы представляют весь сирийский народ. Их поддерживали американцы. Теперь же на авансцену выходят люди, которые сами живут в Сирии, под бомбежкой, многие из них даже подвергались раньше репрессиям, сидели в тюрьмах режима, в отличие, например, от таких людей, как Рияд Хиджаб, который возглавлял правительство, участвовал в коррупции и репрессиях и теперь вдруг стал демократом и борцом за свободу. В отличие от него, эти люди не бросают Сирию, борются за страну, борются за дружбу с Россией», – заявил сирийский эксперт.
Под знаком полумесяца
Научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Григорий Меламедов пояснил, что «Московская группа» оппозиции – это высокопоставленные в прошлом сирийцы, которые потом по разным причинам эмигрировали и при этом ориентируются на Москву. «Лидером ее считается Кадри Джамиль, бывший активист компартии, бывший вице-премьер Сирии, ныне – глава «Народного фронта за перемены и освобождение», – рассказал Меламедов газете ВЗГЛЯД.
«Каирская» группа тоже достаточно лояльна к России, хотя в последнее время с этими людьми немного испортились отношения. Они очень недовольны тем, что на прошлую встречу в Женеве не были приглашены курды. По их мнению, без курдов нет смысла в переговорах. Но несколько представителей «каирской» группы в качестве частных лиц сейчас согласились войти в делегацию, которой руководит Кадри Джамиль», – отметил он.
По словам эксперта, главное отличие «группы Хмеймим» – эти люди живут не в эмиграции, а в Сирии. Еще в сентябре, незадолго до начала российской операции, с большинством из них установил контакт замминистра иностранных дел России Михаил Богданов.
«Наши дипломаты подчеркивают, что в «группу Хмеймим» входят не только профессиональные политики, но и представители общественности: врачи, инженеры и даже представитель сирийского красного полумесяца. Понятно, что они не принадлежат к числу явных врагов Дамаска, поскольку Богданов с ними общался еще до того, как Асад прилетел в Москву и дал согласие на то, чтобы наши общались с непримиримой оппозицией, – сказал Меламедов. – Насколько я понимаю, серьезного влияния у них нет, за ними не стоит никаких вооруженных формирований. Скорее всего, их отбирал Богданов и другие наши дипломаты в ходе своих широких встреч с гражданским обществом».
Эксперт не думает, что нынешний раунд бесед в Женеве завершится каким-то компромиссом. «Это все пока еще промежуточные шаги. Пока что еще очень многое зависит от положения на фронтах. Каждый рассчитывает переломить ход событий в свою сторону. Асад пока еще думает, что его наступление будет успешным даже без поддержки российской авиации. С другой стороны, его противники из Эр-Рияда, напротив, надеются, что с уходом российских ВКС снова пришло их время», – посетовал политолог. По его мнению, нужно, чтобы обе стороны убедились, что победить друг друга на войне не получится, что диалог – единственный выход.
«Кроме того, принципиальный вопрос – это курды. У них де-факто уже и так есть автономия. Пока шли бои, то у курдов и правительственных войск отношения были союзнические. Координировали свои действия, обменивались разведданными. Но теперь перед Асадом замаячила перспектива – он думает, что теперь справится сам, полностью вернет всю страну под свой контроль, то есть зачем теперь, собственно, давать курдам автономию», – пояснил Меламедов.
«Не третья делегация, а группа товарищей»
Сам Кадри Джамиль опроверг в интервью газете ВЗГЛЯД сообщения о том, что «группа Хмеймим» станет в Женеве третьей делегацией. «Это не делегация, это группа товарищей, которые приедут встретиться с де Мистурой и высказать свое мнение. Приедут на один раз, у них нет мандата постоянной делегации», – сказал бывший вице-премьер.
Комментируя сами переговоры, Кадри Джамиль признался, что не ожидает на них прорыва в ближайшие дни. «Сейчас никаких соглашений не будет, даже промежуточных. Но, думаю, скоро будет второй, третий раунд в апреле. Так что окончательное решение сирийского вопроса не за горами», – предположил член «московско-каирской» группы.
Тем временем США в среду признали, что сирийские правительственные войска соблюдают соглашение о перемирии, воздерживаясь от нападений на отряды так называемой умеренной оппозиции. Как отметил представитель группы войск США, участвующих в контртеррористической операции в Ираке и Сирии, полковник Стив Уоррен, войска Асада ведут при поддержке российской авиации наступательные действия только против боевиков из ДАИШ (ИГИЛ*, запрещена в РФ).
А Саудовская Аравия выразила в среду надежду на то, что вывод российских ВКС заставит наконец Дамаск пойти на уступки. «Мы надеемся, что это внесет вклад в ускорение политического процесса, основанного на декларации «Женевы-1», а также заставит режим Асада пойти на уступки, необходимые для осуществления политического перехода», – заявил глава МИД королевства Адиль аль-Джубейра.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ