Алексей Гаскаров и Александр Марголин осуждены на 3,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, Илья Гущин осужден на 2,5 года. Елене Кохтаревой суд счел возможным назначить условное наказание в размере трех лет и трех месяцев лишения свободы с исправительным сроком в три года.
Мы с грузинской стороной сошлись на таком сценарии, что пойдем на Болотную площадь, устроим палаточный лагерь и будем его растить
Напомним, на скамье подсудимых было четверо фигурантов – известный оппозиционер, защитник Химкинского леса Алексей Гаскаров, замдиректора издательского центра Александр Марголин, студент психолого-педагогического института Илья Гущин и пенсионерка Елена Кохтарева. Суд постановил, что все они умышленно нарушали общественный порядок и нападали на полицейских, находившихся при исполнении, сообщили «Вести». Гособвинение считает, что вина подсудимых подтверждается также показаниями свидетелей, видеоматериалами и рядом экспертиз.
Суд постановил, что Алексей Гаскаров применил к одному полицейскому неопасное для здоровья физическое насилие (схватил за ногу и оттащил от другого протестующего), а другого вытащил из оцепления, тем самым обеспечив проход граждан через заслон полиции. Илья Гущин, по данным суда, сбил полицейского с ног и оттащил от другого протестующего. Елена Кохтарева признана виновной в нанесении полицейскому нескольких ударов по шлему. Кроме того, она бросалась в стража порядка пластиковыми бутылками и неустановленными предметами. Александр Марголин повалил полицейского на асфальт, сорвал шлем и ударил ногой.
Марголин и Гущин полностью отрицали свою вину, Гаскаров частично признавал, Кохтарева полностью признала. В ходе прений сторон гособвинение просило суд вынести обвинительный приговор, назначив Гаскарову и Марголину наказание в виде четырех лет лишения свободы в колонии общего режима, Гущина приговорить к 3,7 лет колонии, а Кохтаревой назначить условный срок 3,3 года. Защита фигурантов просила суд обвиняемых оправдать, прекратив их уголовное преследование, или назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Илья Гущин и Александр Марголин, выступая с последним словом, попросили назначить им максимально мягкое наказание. Марголин просил также учесть наличие у него двух несовершеннолетних детей.
В феврале этого года суд вынес куда более мягкий приговор «болотным» фигурантам, нежели настаивала прокуратура. «Безусловно, если фигуранты «болотного дела» будут себя хорошо вести, они могут выйти, отсидев половину срока или с учетом того, что уже отсидели, по УДО, – заявил тогда газете ВЗГЛЯД политолог, профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев. – Но это как раз тот срок, который послужит им хорошим уроком, заставит переосмыслить свои действия, осознать, что нельзя поднимать руку на законную власть, и в то же время этот срок не сломает им жизнь, потому что отсидеть четыре–пять лет – сравнимо с университетом».
Эксперт рассказал, что, когда отец-милиционер привел его в следственный изолятор, чтобы показать, как там живут люди, ему, тогда еще подростку, такой «экскурсии» хватило на всю жизнь. «Ни одному человеку не захочется туда возвращаться. Тем, кто в запале эмоций захочет атаковать милиционеров или переходить рамки закона, они лишь скажут: «Ребята, не стоит оно того!»
Политолог напомнил, что сейчас на скамье подсудимых оказались «люди, увлекшиеся лозунгами провокаторов – удальцовых, навальных, которые их подстрекали». «Получается, что эти мальчики и девочки страдают за других людей. Навального, во всяком случае, там нет. Он ни на кого не прыгал и в милиционеров камнями не кидал – он хитрый», – подчеркнул собеседник.
То, что некоторые члены радикальной оппозиции продолжали призывать выходить на несанкционированные акции, эксперт называет провокацией и отношением к людям «как к пушечному мясу». «Я думаю, народ на это не пойдет, – заявил Матвейчев. – Так что приговор «болотникам» население встретит с одобрением. Люди стали осознавать, что мы – не дикие египтяне, или тунисцы, или, к сожалению, попавшие в этот список украинцы».
Защита осужденных по делу о беспорядках на Болотной площади намерена обжаловать обвинительный приговор Замоскворецкого суда, сообщил адвокат Сергей Панченко.
Адвокат напомнил, что представлял интересы Ильи Гущина, которому суд назначил 2,5 года заключения, применив норму о назначении наказания ниже низшего предела. «Несмотря на то, что суд вынес смягченный приговор, тем не менее он обвинительный, и мы обратим внимание апелляции на то, что на довод защиты о том, что массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая не было, суд первой инстанции внимание не обратил», – сказал адвокат РИА «Новости».
Напомним, акция оппозиции 6 мая 2012 года на Болотной площади переросла в столкновения демонстрантов с полицией. По данным организаторов, в демонстрации участвовали около 20 тыс. человек, по данным полиции – около 8 тыс. В ходе беспорядков пострадали 29 полицейских. Были задержаны 436 человек.
В феврале Замоскворецкий суд назначил от трех лет и трех месяцев условно до четырех лет колонии восьми фигурантам так называемого болотного дела. Они признаны виновными в применении насилия в отношении полицейских. Ранее несколько фигурантов этого дела были амнистированы.
Как сообщала 24 июля газета ВЗГЛЯД, коллегия из трех судей Мосгорсуда признала виновными в организации массовых беспорядков Леонида Развозжаева и Сергея Удальцова и приговорила этих ключевых фигурантов «болотного дела» к 4,5 годам лишения свободы. Как указал судья Александр Замашнюк, их исправление возможно только в условиях изоляции от общества. Удальцов в знак протеста против приговора объявил в СИЗО бессрочную голодовку, говорится в сообщении в Twitter оппозиционера. Ранее прокуратура просила приговорить Удальцова и Развозжаева к восьми годам колонии, сторона защиты в свою очередь требовала вынести оправдательный приговор. Суд, как было сказано выше, посчитал доказанной вину подсудимых.
Суд установил, что сотрудники полиции действовали корректно в ходе пресечения массовых беспорядков – об этом говорится в оглашаемом приговоре. Суд также подтвердил, что участники акции совершали незаконные действия: забрасывали сотрудников полиции камнями, палками, бутылками с зажигательной смесью, применяли баллончики со слезоточивым газом.
Как установило следствие, Удальцов и Развозжаев запланировали и устроили массовые беспорядки в центре столицы, а их деятельность финансировал грузинский политик Гиви Таргамадзе, заинтересованный в дестабилизации обстановки в России. Соратник Удальцова и Развозжаева Константин Лебедев, проходивший по делу в качестве свидетеля обвинения, выступая на процессе, сообщил: для подготовки массовых беспорядков Таргамадзе передавал лидеру «Левого фронта» по 30 тыс. долларов в месяц.
«Мы с грузинской стороной сошлись на таком сценарии, что пойдем на Болотную площадь, устроим палаточный лагерь и будем его растить», – сообщил Лебедев, который ранее полностью признал вину, пошел на сотрудничество со следствием и был приговорен в особом порядке к двум с половиной годам заключения.