«Я предлагаю подумать о создании так называемого большого правительства или, как иногда говорят, расширенного правительства, которое будет действовать совместно с «Единой Россией», гражданским обществом, экспертами, региональной и муниципальной властью. Вместе со всеми избирателями, которые готовы за нас проголосовать. И даже с теми, кто с нами вполне не согласен, если они к этому готовы, конечно», – сказал Медведев.
В ответ один из участников встречи – председатель совета директоров группы компаний «Руком» Михаил Абызов предложил сформировать комитет, который бы уже сейчас приступил к проработке идеи функционирования «большого правительства».
«Проблема не в том, что у нас нет такой программы. У нас, наоборот, слишком много программ, и они зачастую между собой пересекаются, дополняют, где-то противоречат друг другу. Поэтому я считаю, что пришло время выработать некую целостную концепцию», – сказал бизнесмен.
Абызов сообщил газете ВЗГЛЯД, что такой комитет может быть создан уже в ближайшие недели.
По его словам, его члены в первую очередь приступят к анализу того набора программ, который разрабатывался за последний год. Речь идет о «Стратегии-2020», отраслевых программах по модернизации, а также инициативах, собранных в рамках работы ОНФ.
«Анализ поможет устранить противоречия. В результате появится единая платформа», – сказал он.
На вопрос газеты ВЗГЛЯД, станет ли такой комитет неким «верховным органом», Абызов сказал, что это маловероятно.
«Это скорее объединяющая площадка. Не думаю, что речь идет об иерархии», – сказал он, отметив, что идея создания комитета возникла только в субботу, поэтому решения о том, как комитет будет интегрирован в структуру правительства, пока нет.
В ходе встречи президент сообщил, что будет обсуждать состав будущего кабинета министров уже на стадии предвыборной гонки, и предложил сторонникам вносить предложения по его работе.
«Мне казалось, что я отлично знаю, как работает государственный аппарат. А я ошибся. Все оказалось гораздо сложнее и в чем-то гораздо страшнее», – посетовал он.
Президент также сообщил, что намерен «освобождаться» от чиновников, которые не умеют работать с новыми технологиями, в том числе с использованием Интернета, и добавил, что будущее правительство будет состоять из абсолютно новых людей.
«Интернет и социальные сети превратились в реальную силу, это как раз и есть тот обратный канал общения, который мы должны полностью использовать – и обычные люди, и власть предержащие», – пояснил он.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заявил газете ВЗГЛЯД, что полномочия создаваемого комитета будут сходны с теми, какими обладает Общественная палата.
«Пока трудно говорить о конкретной конфигурации консультативного органа. Чем-то он будет напоминать Общественную палату. Речи о прямой интеграции в структуру правительства, конечно, не идет», – пояснил политолог.
По его словам, появление «большого правительства» дает экспертному сообществу и представителям общественности гарантии, что они смогут влиять на правительственные законопроекты и непосредственно на принятие решений. Это фактически аппаратный стержень.
«Его члены не заменят правительственных чиновников, но смогут создать живую среду, стимулировать большую зависимость министров от мнения общества», – сказал Орлов.
Инициативу президента можно воспринимать как еще один элемент его курса на демократию.
«Вряд ли у кого-то есть сомнения, что Медведев не станет премьером по истечении своего президентского срока. Очевидно, что и формат, и стиль его работы на этой должности будут соответствовать тому, что он делает сегодня. Это некое достраивание демократии», – заключил Орлов.
В свою очередь директор Института политики и государственного права Виталий Иванов полагает, что идея президента будет поддержана и экспертным сообществом, и общественными организациями, передает «Интерфакс».
«Идея, безусловно, будет замечена и вызовет интерес. Реакция, вероятно, будет разная, поскольку о нашем гражданском обществе как о едином целом говорить пока не приходится. Понятно, что на всех не угодишь», – сказал собеседник агентства.
«У кого-то в нашем обществе остался стереотип, что, соглашаясь с какой-либо инициативой руководства страны, можно ничего не делать. Между тем данная идея нацелена на то, чтобы встретить согласие, подкрепленное определенным содержанием, например на период избирательной кампании», – сказал Иванов.
Один из участников встречи – галерист Марат Гельман* в интервью газете ВЗГЛЯД назвал три принципа нового «большого правительства».
«Проект децентрализации касается трех министерств: культуры, регионального развития и спорта и туризма. Если появляется человек, который может взаимодействовать со всеми тремя ведомствами, проект может пойти. А в нынешней структуре правительства этого не получается», – отметил он.
Другой участник – заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ Иван Засурский посчитал особенно важным намерение президента избавиться от чиновников, не использующих возможности Интернета.
«Медведев намерен сделать технологии своим инструментом перемен. Для меня это было главной мыслью», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом