Лондон готов сделать шаг навстречу улучшению «непростых отношений» с Москвой, хотя и не рассчитывает на серьезный прогресс в этом вопросе.
Эта ситуация сложилась не по нашей инициативе
«Думаю, что не следует ждать от этого визита слишком многого. Мы ориентируемся на кропотливую работу в течение какого-то времени над улучшением непростых отношений. Так что это важный шаг, но никак не новая страница, не перезагрузка, не абсолютно новое начало», – прокомментировал свой первый официальный визит в Россию глава МИД Великобритании Уильям Хейг, в среду планирующий провести переговоры не только со своим коллегой Сергеем Лавровым, но и с президентом Дмитрием Медведевым.
Тем более, по мнению министра, ничего драматического и требующего срочного исправления в российско-британских отношениях нет. Помехой для возобновления полноценного диалога между двумя государствами остаются все те же вопросы, что привели к охлаждению еще при прошлом британском правительстве.
Острая фаза противостояния между Лондоном и Москвой пришлась на осень 2006 года, когда в столице Великобритании был отравлен беглый офицер ФСБ Александр Литвиненко. Британские власти посчитали причастным к отравлению депутата Госдумы Андрея Лугового, потребовав от Москвы его выдачи и даже предложив ради этого переписать российскую Конституцию.
Позднее недовольство Лондона подкрепилось скандалом с закрытием в России офисов Британского совета, а также августовской войной на Кавказе.
Претензии к Великобритании накопились и у России. Фактором, раздражающим Москву, остается отказ Лондона экстрадировать бывшего олигарха Бориса Березовского, против которого на родине было возбуждено больше десятка уголовных дел, экс-эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, а также подозреваемого в похищении человека и вымогательстве экс-владельца «Евросети» Евгения Чичваркина.
Вместе с тем, как неоднократно подчеркивали в Москве, все эти спорные моменты не должны стоять между Россией и Великобританией.
«Россия готова к размораживанию отношений. Но нет необходимости говорить о перезагрузке именно с российской стороны. Эта ситуация сложилась не по нашей инициативе», – вновь подчеркнул в преддверии встречи с Хейгом Лавров.
Однако Лондон, судя по всему, не намерен отклоняться от занятой когда-то линии, заявляя, что он не собирается закрывать глаза на все спорные вопросы. Более того, Хейг уже успел связать улучшение отношений с Москвой с прогрессом по делу Литвиненко.
«Продвижение к цели улучшить наши отношения будет ограниченным до тех пор, пока данный вопрос не будет разрешен», – предупредил он.
Гораздо менее категоричными становятся британцы тогда, когда разговор заходит об экономическом сотрудничестве двух стран. «Важно, чтобы деловые отношения между нашими странами развивались. Успех британских компаний, рабочие места в Великобритании зависят от этих переговоров», – приводит ИТАР-ТАСС слова главы британского МИДа.
Добавим, что Хейг уже был в Москве в январе этого года в качестве министра иностранных дел «теневого кабинета» консерваторов, то есть почти за полгода до своего официального назначения на новый пост.