«На фоне новой волны снижения нефтяных цен месячные темпы роста потребительских цен стабилизировались на высоком уровне. Повысился риск ускорения инфляции. Ухудшение ситуации на мировых сырьевых рынках потребует дальнейшей адаптации российской экономики. С учетом принятого решения Банк России прогнозирует снижение годовой инфляции до менее 7% в январе 2017 года и до целевого уровня 4% к концу 2017 года. В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики», – говорится в сообщении на сайте ЦБ.
При принятии решения по ключевой ставке учитывалась ситуация в экономике, где возросли риски продолжения экономического спада из-за снижения нефтяных цен
«При принятии решения по ключевой ставке учитывалась ситуация в экономике, где возросли риски продолжения экономического спада из-за снижения нефтяных цен. Также принимались во внимание факторы высокой долговой нагрузки российских компаний и учитывались процентные риски для банков и их заемщиков», – говорится в сообщении.
Отмечается, что за время, прошедшее с декабрьского заседания Совета директоров Банка России, возросли риски для ценовой стабильности. Сохраняющийся избыток предложения на рынке нефти, замедление роста китайской экономики, а также повышение процентной ставки ФРС США привели к еще большему падению нефтяных цен. В свою очередь это вызвало ослабление национальных валют и снижение цен финансовых активов стран с формирующимися рынками, в том числе и России. В связи с возросшей волатильностью цен на нефть увеличилась амплитуда колебаний цен российских финансовых активов и курса рубля, говорится в сообщении.
Произошедшее под влиянием падения нефтяных цен ослабление рубля оказывает проинфляционное давление и способствует росту инфляционных ожиданий, несмотря на замедление годовой инфляции, отметил регулятор.
По оценкам Банка России, годовой темп прироста потребительских цен снизится с 12,9% в декабре 2015 года до примерно 10% по итогам января 2016 года. Такое замедление годовой инфляции соответствует ранее сделанным прогнозам.
Банк России ожидает, что в первом квартале 2016 года потребительские цены увеличатся на 8-9% к соответствующему периоду предыдущего года. Существуют риски, что во втором квартале 2016 года годовая инфляция ускорится, в том числе из-за эффекта низкой базы. В дальнейшем снижение годового темпа прироста потребительских цен возобновится. Этому также должно способствовать снижение инфляционных ожиданий и денежно-кредитная политика Банка России.
По прогнозу Банка России, с учетом принятого решения, инфляция снизится до менее 7% в январе 2017 года и до целевого уровня 4% в конце 2017 года. Однако риски отклонения инфляции от цели в конце 2017 года возросли.
Цены на нефть в 2016-2017 годах, вероятно, окажутся ниже, чем предполагалось ранее в базовом сценарии. Плавающий курс будет частично компенсировать негативное влияние на экономику низких цен на энергоносители. Однако потребуется дальнейшая адаптация платежного баланса и экономики к понизившемуся уровню мировых цен на основные товары российского экспорта. Как результат, в 2016 году снижение ВВП будет более значительным, чем прогнозировалось ранее в базовом сценарии. Период дополнительной адаптации может занять несколько кварталов. Темп прироста ВВП выйдет в положительную область в 2017 году, но будет низким.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 марта 2016 года.
В течение 2015 года ЦБ плавно понижал ставку, доведя ее в августе до 11%. Однако затем регулятор был вынужден «заморозить» ее на фоне ускорения инфляции.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила в декабре, что регулятор может снизить ставку на одном из трех ближайших заседаний.
Однако в середине января первый зампред ЦБ Ксения Юдаева отметила возросшие инфляционные риски и допустила повышение ключевой ставки.