Летом 2015 года ученые Лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики РАН провели серию испытательных полетов новых беспилотников. Полеты показали, что по ряду параметров отечественные топливные элементы уникальны или превосходят лучшие мировые образцы, сообщается на сайте ОАК.
«Данные топливные элементы позволяют беспилотникам находиться в воздухе около 40 часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, а в ближайшем будущем станут пригодны для использования в условиях Крайнего Севера», – отметил директор Института проблем химической физики РАН академик Сергей Алдошин.
По его словам сфера применения водородных топливных элементов очень широка – от энергетики до автомобилестроения. Средний срок службы топливного элемента достигает 5 тыс. часов. Они также обладают высокой экологичностью – в воздух выделяется лишь водяной пар, не наносящий вреда окружающей среде. Топливные элементы легче и имеют меньшие размеры, чем традиционные источники питания, меньше нагреваются.
«Значительная часть инноваций в отечественных самолетах будет связана с созданием легких и мощных элементов питания нового поколения. Их использование позволит существенно увеличить ресурс маршевых двигателей и добиться экономии топлива как при создании новых воздушных судов, так и при модернизации действующих гражданских лайнеров, а также снизить вес самолета, повысить безопасность и комфортность полетов. Работы проводятся в рамках реализации концепции создания «более электрического самолета», – считает директор Научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев.
«Электрический самолет» – это самолет с единой централизованной системой управления и энергоснабжения, обеспечивающими все энергетические потребности машины.
Переход к «более», а затем к «полностью электрическому самолету», не только меняет облик отдельных агрегатов и систем, он несет в себе новые принципы управления и контроля энергии. По существу, речь идет о переходе к мехатронным системам, основанным на соединении точной механики с совершенным компьютерным управлением.
В частности, в рамках этой концепции для пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 разрабатывается шасси с электроприводом, которое позволит лайнерам перемещаться по взлетно-посадочным полосам без запуска основных двигателей. Обеспечением всех систем электроэнергией будет заниматься новая более мощная вспомогательная силовая установка и генератор, сообщает научный портал «N+1».