Экономика

30 октября 2022, 19:50

Как авиасанкции против России наказали Европу

Фото: imago images/Global Look Press

Авиакомпании ЕС и США несут убытки из-за закрытого неба над Россией. Такая мера была введена Москвой в ответ на аналогичные санкции со стороны Запада. Однако свято место пусто не бывает, поэтому ошибкой европейцев и американцев воспользовались их коллеги из других регионов. О каких странах и авиакомпаниях идет речь?

Накануне агентство Bloomberg сообщило, что перелеты в Азию для авиаперевозчиков из США и ЕС стали значительно дороже, поскольку воздушное пространство России для них закрыто. Как пишет издание, самолеты Air France-KLM и других авиакомпаний при полетах в Японию обходят российскую территорию через Казахстан и Монголию, что повышает время полета на часы.

Маршрут из Парижа в Токио теперь длится 14 часов. Британский перевозчик Virgin Atlantic вынужден был приостановить рейсы в Гонконг. Финский перевозчик Finnair испытывает трудности при полетах в Японию, Китай и Корею. Время полета в Токио выросло с 9,5 до 13,5 часов. Повышение расхода топлива сделало эти рейсы нерентабельными. При этом облет России, по оценке авиакомпании Finnair, увеличивает длительность рейсов в Азию на 15-40%. 

Еще одна проблема заключается в том, что из-за более длительных полетов европейские и американские компании будут вынуждены заменить самолеты, увеличить расходы на зарплаты экипажей и придумать, как в новых условиях самолеты могли бы летать дольше и с меньшими нагрузками.

В то же время индийский перевозчик Air India получил преимущества перед западными коллегами: за последнюю неделю время полета Air India в США и Канаду составляло примерно на полтора часа меньше, чем у Air Canada и United Airlines. На сопоставимых маршрутах Air India использовала примерно на 7,5 тонн топлива меньше, чем ее западные конкуренты, это означает экономию около 8,5 тыс. долларов за рейс.

Также в воскресенье стало известно, что гонконгская авиакомпания Cathay Pacific планирует с 1 ноября возобновить полеты в воздушном пространстве России. Как сообщило агентство Bloomberg, речь идет о беспосадочном перелете по маршруту Гонконг – Нью-Йорк, который ранее выполнялся вне воздушного пространства России. По данным агентства, авиакомпания решила вновь использовать так называемый полярный маршрут.

«Есть и другие крупные авиакомпании, совершающие полеты в российском воздушном пространстве, и нет никаких санкций, которые бы мешали Cathay Pacific совершать полеты над Россией», – приводит Bloomberg заявление авиакомпании.

На этом фоне ближневосточные авиаперевозчики, чьи владельцы в лице государств воздержались от санкций против России, продолжают пользоваться российским небом. Это дает авиакомпаниям Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways PJSC – трем доминирующим игрокам – решающее преимущество перед своими коллегами в Европе и США.

Напомним, в феврале Евросоюз и Соединенные Штаты Америки закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов из-за проведения Россией специальной военной операции на Украине. В свою очередь Россия предприняла соответствующие ответные меры против авиакомпаний недружественных стран. 

«Безусловно, запрет на полеты над Россией стал серьезным ударом для западных перевозчиков, учитывая еще и возросшие цены на авиационное топливо. Кроме того, за последние восемь месяцев произошел существенный сдвиг между европейскими и азиатскими авиаперевозчиками на линиях, связывающих пункты назначения на этих континентах. Все больше пассажиров предпочитают летать азиатскими авиалиниями», – рассказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Однако нельзя говорить о том, что для европейских авиакомпаний настали совсем темные времена. После пандемии восстанавливаются перевозки по маршрутам внутри Европы и по другим направлениям за пределами Азии. В текущем сезоне европейцы заявляли о существенном дефиците самолетов, пилотов, а самое важное, испытывали проблемы с обслуживанием в аэропортах, которые не готовы к стремительному постпандемийному восстановлению перевозок», – отметил собеседник.

«У западных авиакомпаний в целом есть возможности и сценарии для минимизации негативных последствий в текущей ситуации. Например, применение механизма код-шеринга, когда несколько авиакомпаний совместно эксплуатируют какой-то рейс. То есть физически полет сможет выполнять азиатский перевозчик, а часть билетов на него будет продавать европейская компания. Но на нынешнем этапе это нецелесообразно, сейчас это не сработает», – полагает эксперт.

«Поэтому в выигрыше остаются авиакомпании стран, которые не ввели санкции против России. К примеру, накануне стало известно о том, что гонконгская авиакомпания Cathay Pacific, ранее отказавшаяся от полетов над территорией России, трезво оценила ситуацию и решила возобновить использование российского воздушного пространства», – добавил Пантелеев. В свою очередь главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров в разговоре с газетой ВЗГЛЯД отметил, что

«страны Европы, по сути, наказали сами себя».

«Между Азией и Европой традиционно очень большой пассажирский и грузовой поток, поэтому европейские авиакомпании на этом направлении активно летали и хорошо зарабатывали. После введения санкций часть компаний вообще прекратили полеты, потому что это стало экономически не выгодно – увеличилось время в пути. Следовательно, увеличились и расходы на топливо, а также на многое другое, касающееся обслуживания полетов и навигации», – отметил собеседник.

«Те же, кто не поддался на санкционную истерию, получили конкурентное преимущество. Сейчас они спокойно летают и зарабатывают на этом направлении», – подчеркнул эксперт. Гусаров отметил, что «как бы европейцы ни пытались обойти санкции за счет стран Азии, компании из этого региона им такой возможности не дадут – и правильно сделают».

«Вообще, по большому счету, из сложившейся ситуации есть только один выход, который устроит и нас, и Европу – это отмена санкций. Только тогда можно будет нормально сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Потому что для нас особой пользы в закрытом небе нет», – считает Гусаров.

Текст: Дарья Волкова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?