На слушаниях в сенате кандидата на пост госсекретаря и экс-главу ExxonMobil Рекса Тиллерсона попросили прокомментировать строительство трубопровода «Северный поток – 2» в Германию в обход Украины и «зависимость» стран ЕС от России.
Цена поставок СПГ из США намного выше, и конкурентной она станет, только если Америка научится свой сжиженный газ телепортировать
Отвечая на вопрос, Тиллерсон заявил, что поставки топлива из «стабильной страны», например США, не позволят государствам стать «заложниками единственного или доминирующего ресурса». «Важно, чтобы мы смотрели, внимательно следили, когда баланс нарушается», – заявил он. Самым «значительным» ответом на такого рода угрозы Тиллерсон считает развитие США «собственных природных ресурсов».
США уже давно заявляют, что Европа должна избавиться от «зависимости» от российского газа. Стоит ли Газпрому и российским нефтяным экспортерам опасаться за свой главный рынок сбыта, а России – ждать потери нефтегазовых доходов?
Большинство экспертов полагают, что Рекс Тиллерсон как бывший глава ExxonMobil просто не может не понимать нереалистичности своих заявлений. Как минимум три–пять лет России вряд ли стоит опасаться конкуренции в Европе со стороны американских энергоресурсов. Но, будучи кандидатом в госсекретари, Рекс Тиллерсон просто не мог дать иного ответа на подобные вопросы. «Уверен, он просто сказал то, что от него ждали в сенате, это чисто политическая риторика, чтобы без проблем пройти процедуру утверждения», – говорит шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.
На самом деле США уже сейчас поставляют и нефть, и газ в ряд европейских стран. Вот только их объемы незначительны. Так, американская нефть идет в Британию, Нидерланды и Италию, но общий объем поставок в Европу не превышает 170 тыс. баррелей в сутки. Это ничто, учитывая, что в США добывают около 9 млн баррелей в сутки плюс еще импортируют столько же или чуть меньше миллиона баррелей в сутки в зависимости от цены.
«Нефть по-прежнему в больших количествах нужна самим США, ее много импортируют. В этих условиях и при явном сокращении интереса к сланцевой добыче из-за «ценовой войны» наполеоновские планы по американскому экспорту нефти выглядят не слишком уместными», – говорит Пушкарев. Чтобы стать серьезными экспортерами, американцам надо для начала выйти на самообеспеченность нефтью. Такая цель на ближайшие годы реальна для США. Пока же они могут вести речь лишь о небольших объемах поставок сырой нефти и особенно нефтепродуктов, в том числе в Европу.
В реальной жизни можно говорить о таких целях на ближайшие годы, как полное обеспечение нефтью самих США, небольшие дополнительные объемы поставок сырой нефти и особенно переработка в нефтепродукты для поставок в том числе в Европу. «Здесь США, конечно, смогут составить некоторую конкуренцию России и странам Залива, но основной их целью вряд ли будет именно Европа. Пушкарев считает, что широкое развитие сланцевых технологий в ближайшее время вряд ли возможно, поэтому США будут расширять свои рынки сбыта лишь в том случае, если активнее будут развивать альтернативную энергетику, высвобождая объемы нефти для экспорта.
«Даже цены в 60–65 долларов за баррель делают такие проекты крайне малоприбыльными. Учитывая события последних трех лет вокруг падения цен на нефть, когда многие сланцевые компании элементарно обанкротились, а другие находились на грани выживания, желающих заняться этим бизнесом сейчас поубавилось. Многие вели этот бизнес на кредитные деньги и при нулевых процентных ставках, но сейчас ФРС изменила политику, начав цикл постепенного повышения ставок по кредитам. Не случайно количество буровых установок сократилось втрое, и даже после того, как нефть поднялась в цене, возобновили работу из приостановленных установок едва ли 15%», – рассуждает Пушкарев. Те, у кого есть деньги, предпочитают не рисковать и инвестировать не в добычу нефти, а в другие отрасли – или просто вкладывать в растущий фондовый рынок.
Вердикт эксперта: по нефти можно вести речь об умеренной экспансии в Европе на пять–семь лет вперед. Хотя это еще не будет означать отказ от российской нефти. В противном случае этого времени будет вполне достаточно, чтобы Россия безболезненно перенаправила свои нефтяные потоки с Запада на Восток.
А вот планы США по экспансии на газовый рынок Европы – это вообще чистая утопия, считает Пушкарев. Собственно, для США сейчас, скорее всего, на первый план выходит не геополитическая задача вытеснения Газпрома с европейского рынка. Просто им надо разгрузить собственный внутренний рынок газа, где на протяжении последних лет складывается переизбыток предложения. Это ставит газовую отрасль на грань рентабельности.
Именно по этой причине США уже начали поставки СПГ в Европу. Первый танкер с американским СПГ был отправлен еще в апреле прошлого года. Американские компании уже даже подписывают с европейскими (Royal Dutch Shell и BG Group) контракты на поставки сжиженного газа. Однако Газпром этого прихода даже не заметил. Несмотря на рост спроса на голубое топливо в Европе, его поставки из США не стали массовыми. Никакой конкуренции с дешевым трубопроводным газом из России нет – и даже не предвидится.
Газпром по итогам 2016 года поставил новый рекорд по поставкам голубого топлива в Европу, увеличив свою долю на европейском рынке с 31% до 33%. Европейцы по-прежнему предпочитают покупать недорогой трубопроводный российской газ. Кстати, отметим, что считать Россию монополистом, когда она занимает лишь треть европейского газового рынка, странно. При этом никто не говорит о засилье в Европе норвежского, арабского или африканского газа.
«Цена поставок СПГ из США намного выше, и конкурентной она станет, только если Америка научится свой сжиженный газ телепортировать. Даже аналогичные поставки с Ближнего Востока или с Ямала будут выигрывать по цене, если до обсуждения этих вопросов вообще дойдет дело», – считает Петр Пушкарев. Американский СПГ с учетом необходимости его сжижения, транспортировки, разгрузки и регазификации стоит на 100–150 долларов дороже, чем газопроводный газ, указывает Яковенко.
Но дело здесь не только в цене. «Чтобы наладить поставки СПГ в Европу, необходимо создать не только целый флот танкеров, но и колоссальные мощности для хранения и регазификации сжиженного газа в ЕС, переоснастить и модернизировать порты и наладить систему газораспределения. Это колоссальные средства, которые вряд ли будут предоставлены как правительством США, так и европейскими компаниями», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
У бизнеса тоже вряд ли найдутся средства. В США на рынке газа работает не одна компания-монополист, как в России, а десятки небольших. «Чтобы развить систему поставок СПГ в Европу поодиночке, средств у них попросту нет, а их объединению препятствует конкуренция за место на новом перспективном рынке», – говорит Яковенко.
До недавнего времени газотранспортная инфраструктура США была сосредоточена исключительно в Мексиканском заливе. Именно там находятся основные СПГ-терминалы, и работали они на импорт, а не на экспорт. Поэтому требуется время на то, чтобы перестроить инфраструктуру с севера на юг. Но на это потребуется еще как минимум три–четыре года, отмечает Азрет Гулиев из ИФК «Солид».
Впрочем, даже если инвестиции найдутся и будет построена инфраструктура, американским газовым компаниям выгодней будет отправлять газ не в Европу, а в Азию. В Европе голубое топливо придется продавать по цене ниже себестоимости, чтобы хоть как-то конкурировать с Газпромом, а вот в Азии трубопроводный газ в дефиците, поэтому закупочные цены существенно выше, указывает Яковенко. Бизнес, конечно, выберет тот рынок сбыта, на котором сможет больше заработать, а не работать себе в убыток ради геополитических амбиций кого-то у власти.
И европейские власти, кстати, это прекрасно понимают. Именно поэтому они сделали в прошлом году большой шаг навстречу Газпрому, одобрив прокачку дополнительных объемов газа через OPAL. Газпром сразу начал ставить рекорд за рекордом по прокачке топлива через «Северный поток» и OPAL. Это дает основания говорить, что «Северный поток – 2» – уже свершившийся проект.
«Немцы и голландцы, не слишком церемонясь, отмели возражения даже некоторых стран ЕС по этому вопросу, и тем более не станут больше слушать политизированных советов из-за океана, что и по какой цене им покупать ради обеспечения мнимой «энергетической безопасности», а реально – ради доходов американских компаний. Все реально понимают, что разговоры об угрозе монополизации – чистой воды политика, а решения здесь будет диктовать экономика. Европа уже и так достаточно финансово потеряла из-за санкций против России, которые вводились под давлением США, и газопроводы она ни на какие поставки сжиженного газа через океан не променяет», – уверен Пушкарев.