России регулярно предлагают брать пример с двух крупнейших экономик мира – США и Китая. У первых предлагают учиться стимулированию частного бизнеса, организации местного самоуправления, свободе слова. У второго – крупным госпроектам, самостоятельности в отстаивании собственных интересов, защите национальной культуры.
Если бы не туризм, то каждое американское домохозяйство было бы вынуждено платить на 1000 долларов больше налогов ежегодно для сохранения нынешнего уровня наполняемости бюджета
Но у США и Китая есть еще одна общая черта, про которую у нас, к сожалению, пока вспоминают гораздо реже. Это очень высокий уровень развития внутреннего туризма. Китайцы и американцы любят путешествовать по своим родным странам и тратят на это сотни миллиардов долларов. Если в 1998 году число внутренних туристических поездок в Китае оценивалось в 665 миллионов, то в 2010-м – уже в 1,6 млрд. Китайские туристы в том году потратили 777 млрд юаней, то есть более 120 млрд долларов. Иностранные туристы оставили в стране почти в три раза меньше – 45 млрд.
Население США меньше китайского почти на миллиард человек, однако на внутренний туризм американцы тратят еще больше. В 2011 году американцы совершили 1,5 млрд поездок на отдых (и еще 0,5 млрд бизнес-поездок, которые в США также включают в статистику туризма), общая непосредственная прибыль отрасли составила 813 млрд долларов, а опосредованная – еще 1,1 трлн. При этом иностранные туристы потратили в США 153 миллиарда долларов, а американцы оставили за рубежом 110 миллиардов, то есть положительное сальдо – 43 миллиарда.
Подсчитано, что если бы не туризм, то каждое американское домохозяйство было бы вынуждено платить на 1000 долларов больше налогов ежегодно для сохранения нынешнего уровня наполняемости бюджета США.
Интерес граждан России к внутреннему туризму подтверждает ВЦИОМ. По данным социологов, две трети россиян (67%) считают необходимым сосредоточить усилия российских властей на развитии внутреннего туризма, а не на безопасности заграничных поездок. При этом, по мнению директора по коммуникациям ВЦИОМ Андрея Фирсова, «ожидания, что запреты на полеты в Египет приведут к росту внутреннего туризма, не выглядят очевидными». «Наши более ранние опросы показали, что скачок валютных котировок – весомый ограничитель для зарубежных поездок – не оказал заметного влияния на внутренний туризм ввиду неразвитости существующей инфраструктуры», – предупредил он.
По словам владельца московской туристической компании Season Tours Анны Булгаковой, главным ограничительным фактором для внутреннего туризма является недостаток гостиничных номеров.
«Первой реакцией на закрытие зарубежных пляжных направлений у населения было немедленно начать заказывать места на российских курортах, потому что к весне свободных мест не останется. Это, несмотря на значительное расширение отельной базы в Сочи и некоторых других направлениях, остается самой серьезной проблемой. Мест нет. Есть хорошие гостиницы, в том числе работающие по системе «все включено», но попасть туда в сезон даже в 2014–2015 годах было крайне сложно», – отметила Булгакова в интервью газете ВЗГЛЯД.
На Кавказе и в Крыму еще с советских времен развит частный сектор, с которым туристические компании, как правило, не работают. Владельцы этой недвижимости в силу возраста или привычки не умеют контактировать с вероятными постояльцами. В Северо-Западном Крыму в августе текущего года многие дачные дома стояли пустыми, потому что хозяева привыкли искать жильцов, встречая поезда или стоя возле трассы с табличкой «Сдается дом у моря», но поездов в этом году практически не было, а на автомобиле с Керченской переправы до Евпатории обычно доезжают немногие.
Уровень проникновения онлайн-бронирования и в частном секторе, и в небольших гостиницах на Черном море весьма невысок, в отличие от Средиземноморья или Адриатики, где практически во всех странах можно снять хоть виллу, хоть кровать в хостеле через любой популярный сайт, вроде Booking.com или Airbnb.
По мнению Анны Булгаковой, главное, что государство может сделать для внутреннего туризма, – это обеспечить надлежащую рекламу. «Каждое зарубежное направление, выходя на российский рынок, вкладывало большие средства в рекламу, потому что туризм – продукт визуальный. Мало сказать «отдыхайте в России», нужно показать интереснейшие места и программы отдыха, заинтересовать потребителя. К сожалению, Ростуризм не уделяет этому должного внимания, а возможно, и не имеет нужного финансирования», – отметила она.
Руководитель проекта Newkolhoz Константин Терещенко, развивающий агротуризм в Новосибирской области, согласен с тем, что главная поддержка, которую государство может оказать внутреннему туризму, – это информационная. «Внутренний туризм, агротуризм – он подразумевает, что им занимаются жители крупных городов. Я как могу популяризую Барабинский район, где расположены наша ферма и охотничий домик – пишу в соцсетях, на сайте нашего проекта. Но эту функцию должно взять на себя государство – создать туристическую визитную карточку для каждого из 30 районов Новосибирской области», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Также Терещенко отмечает серьезную кадровую проблему – «элементарную улыбку из сотрудников приходится выжимать». Туристические факультеты в вузах, по его мнению, проблему не решают, так как готовят управленцев, а не хватает, как и в других отраслях экономики, квалифицированных местных кадров. В случае туризма – хотя бы гостеприимных.
Из положительных моментов, которые уже способствуют развитию внутреннего туризма, Булгакова отмечает авиаперевозки («аэропорты Симферополя и Сочи работают с максимальной загрузкой, цены на билеты доступны любому россиянину»), а Терещенко – предоставление субсидий предпринимателям, которые занимаются развитием туризма («если бизнес-план реальный, то тебе компенсируют затраты»).
Разумеется, существующей инфраструктуры и уровня поддержки недостаточно для взрывного роста внутреннего туризма. Слишком долго на отрасль на государственном уровне вообще не обращали внимания, а бизнесу было более комфортно работать с более предсказуемыми иностранными партнерами. До начала курортного сезона в Крыму и на Кавказе осталось полгода – новых гостиниц за это время не построишь, но создать, например, сайт с предложениями от частных лиц вполне реально. Или запустить по телевидению массовую рекламу не самых очевидных внутрироссийских туристических направлений.
Американцы путешествуют по США не потому, что у них нет денег, чтобы доехать до Мексики или Канады, и не потому, что им запрещено летать на Кубу. Просто им нравится путешествовать по родной стране. Задача российской туристической отрасли – сделать так, чтобы гражданам России тоже нравилось отдыхать дома больше, чем в других странах. Потому что насильно мил не будешь.