Резкое сокращение выездного туристического потока не привело к повальному удорожанию новогоднего отдыха в России. Даже за две недели до Нового года в стране осталось немало интересных мест, где можно отдохнуть на каникулах. Спрос заметно превышает предложение со стороны гостиничных номеров и апартаментов только на самых популярных горнолыжных курортах, а вот на внутренних экскурсионных направлениях картина противоположная: отельеры активно привлекают запоздавших гостей скидками. Остались в продаже и относительно бюджетные авиабилеты: на новогодние даты слетать в Сочи, Крым или на Кавминводы из Москвы еще можно примерно за 13 тысяч рублей.
Горнолыжный аншлаг
Новогодний спрос на Сочи и Красную Поляну вновь оказался в несколько раз выше, чем имеется мест в отелях и санаториях. «Вывод: нужно строить еще и еще!
Девальвация рубля, ускорившаяся к концу года, и мораторий на туры в Египет и Турцию стали внушительным подарком для российского туристического бизнеса. Уже в прошлом году на некоторых отечественных курортах на новогодние даты наблюдался аншлаг. К примеру, многие горнолыжники предпочли поехать кататься на Красную Поляну или в Приэльбрусье, поскольку мгновенно подорожавшая из-за роста курса валют Европа оказалась им не по карману.
В этом году ситуация повторится: емкость номеров на самых популярных российских горнолыжных курортах будет выбрана под завязку. Из-за этого властям уже приходится идти на непопулярные меры. На днях администрация Сочи сообщила, что с 30 декабря по 10 января на курортах Красной Поляны («Роза Хутор», «Горная карусель» и «Лаура») будет ограничена продажа ски-пассов (билетов на подъемники) «согласно пропускной способности канатных дорог и квотирования с учетом прогноза их загрузки». Кроме того, на новогодний период планируется ограничить въезд на Красную Поляну экскурсионных автобусов и личных автомобилей, если их владельцы там не проживают.
Однако если постараться, то даже на сверхпопулярной Красной Поляне до сих пор можно «вписаться» по не самой высокой цене. «Места на Красной Поляне есть, – заявил газете ВЗГЛЯД генеральный директор адлерского санатория «Знание» Дмитрий Богданов. – Как и ожидалось, ближе к Новому году были сняты с брони многие места в отелях, хотя, разумеется, цены в основном все равно не маленькие – от 8–12 тысяч рублей в сутки за номер на двоих. Но выскакивают и номера от пяти тысяч рублей, правда, эти предложения сразу улетают».
Большой популярностью у горнолыжников в этом сезоне пользуется и Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), где в последнее время существенно улучшилась инфраструктура. «Мой шорт-лист российских горнолыжных курортов такой: Приэльбрусье, Красная Поляна, Шерегеш (Кемеровская область), Кировск (Мурманская область), – заявил главный редактор портала Ski.Ru Юлий Орлов газете ВЗГЛЯД. – Приэльбрусье сильно рвануло вперед в этом году. В Красной Поляне новая инфраструктура, но есть риски по снегу, да и бюджетность там относительная. В Шерегеше развит бизнес по сдаче квартир, там можно отдохнуть экономно. В Кировске очень современная инфраструктура, хорошо готовят трассы, а компания «ФосАгро» мощно вкладывается в развитие туристической привлекательности региона. Плюс бонусом полярное сияние, деревня снежных скульптур, аквапарк и прочее». А вот популярный горнолыжный курорт Домбай в Карачаево-Черкесии, по мнению Юлия Орлова, утратил былую привлекательность: из-за раздрая собственников канатных дорог он давно стал знаменит дикими очередями на подъемники.
Однако свободных мест в отелях на топовых российских горнолыжных курортах на Новый год уже почти не осталось – спрос в этом сегменте очевидно обгоняет предложение. В частности, по словам Дмитрия Богданова, новогодний спрос на Сочи и Красную Поляну вновь оказался в несколько раз выше, чем имеется мест в отелях и санаториях. «Вывод: нужно строить еще и еще! – полагает директор санатория «Знание». – Есть, конечно, проблема сезонности, но в тех гостиницах и здравницах, где налажено профессиональное управление, этот вопрос решен».
Экскурсионное импортозамещение
Совсем другая ситуация на тех российских направлениях, которые можно отнести к экскурсионным: Москва, Санкт-Петербург, Крым, Кавминводы и других. Здесь предложение, наоборот, заметно выше спроса, и этим до сих пор могут воспользоваться те, для кого поездка в Европу представляется неоправданно дорогой. К примеру, по данным популярного портала онлайн-бронирований Booking.com, в Ялте на новогодние даты еще осталось немало гостиничных предложений от 10 тысяч рублей за номер за неделю, а в Пятигорске – от 12,6 тысячи рублей. При этом из Москвы в Симферополь и Минеральные Воды пока еще остались сравнительно недорогие авиабилеты – в районе 13 тысяч рублей (туда и обратно).
«В принципе, даже за пару недель до Нового года таких мест в России, где можно недорого отдохнуть на каникулах, должно быть еще достаточно много, – заявил газете ВЗГЛЯД управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. – Это и Москва с Санкт-Петербургом, и Казань, и Калининград, и Самара, и Золотое кольцо, и ряд других городов, возможно, ранее практически не заметных для туристов, например Саранск или Воронеж. Можно говорить, что в тех локациях, где этот вид отдыха сложился давно или в последние годы, спрос в этом году действительно заметно вырос».
Об этом говорят и другие представители турбизнеса. Например, генеральный директор агентства путешествий Book&Go Travel Дмитрий Зеленин заявил газете ВЗГЛЯД, что в этом году оказались крайне популярными короткие новогодние туры из Санкт-Петербурга в близлежащие регионы с богатыми природными и культурными достопримечательностями – Великий Новгород, Псков, Карелия. Основная аудитория таких туров – семейные пары от 45 лет с внуками и детьми, а стоимость начинается от 10 тысяч рублей за два дня (включая транспортные расходы).
По мнению Вадима Прасова, сейчас у многих российских направлений есть отличная возможность переключить на себя часть экскурсионного потока: «Это, например, Калининград, Кавминводы и субтропическая зона российского Юга, которые получают преимущество перед теми же Москвой и Петербургом из-за погодного фактора. Если в столицах не очень холодно, то туристам на Новый год там довольно комфортно, а если температура падает, то Юг может оказаться предпочтительнее. Разумеется, зимние Якутия, Бурятия или Мурманская область тоже прекрасны, но здесь уже вопрос о личных предпочтениях каждого». Главное в этом процессе, полагает Прасов, объединение усилий туроператоров и местных властей, потому что создать качественный региональный турпродукт мало – надо еще и обеспечить ему грамотный маркетинг.
Росту популярности новых экскурсионных направлений должна способствовать и ценовая политика авиакомпаний. В частности, несколько дней назад «Аэрофлот» объявил о новогодней распродаже билетов на внутрироссийские рейсы со скидкой 10% на даты до 26 марта следующего года. Правда, эта акция не распространяется на маршруты, на которых в эконом-классе действуют единые фиксированные тарифы (Симферополь, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток). Однако сам факт, что распродажа билетов началась еще до Нового года, весьма примечателен.
«Скидочные акции авиакомпаний на посленовогодние даты – это их традиционный инструмент, – заявил генеральный директор консалтинговой группы InfoMost Борис Рыбак газете ВЗГЛЯД. – Только если раньше эти акции начинались с середины, а то и с конца января и до конца марта, то есть в «голодный» сезон для авиаперевозчиков, то теперь акции захватывают и сами новогодние даты в связи с тем, что количество самых прибыльных заграничных рейсов резко сократилось. Но не стоит думать, что такую акцию объявил «Аэрофлот», так же поступили и другие крупные авиакомпании: «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и другие».
В то же время, отмечает Борис Рыбак, такое поведение авиакомпаний может вновь (причем очень быстро) ослабить их финансовую устойчивость, поскольку ресурсов снижения цен на авиабилеты сейчас фактически нет, убытки нарастают практически у всех, хотя и не в таком огромном объеме, как это было у «Трансаэро». Однако обычным пассажирам, убежден глава InfoMost, по этому поводу переживать не стоит. «Думаю, недорогие билеты можно смело покупать, поскольку история с «Трансаэро» показала, что пассажиров в беде не бросят – в сравнении с другими аналогичными ситуациями развоз пассажиров «Трансаэро» был образцово-показательным», – заявил он.