В 2013 году Роснефть планирует добыть свыше 40 млрд кубометров газа и занять 9% рынка. К 2020 году доля Роснефти на внутреннем рынке газа должна составить около 20%. Такие планы озвучила во вторник в ходе встречи с инвесторами в Лондоне вице-президент компании Влада Русакова.
Роснефть планирует развивать направления газохимии, мини-СПГ, использования газа в качестве газомоторного топлива
Кроме того, Роснефть заявила о планах развивать нетрадиционную добычу газа. В частности, развивать направления газохимии, мини-СПГ, использования газа в качестве газомоторного топлива, передает Бизнес-ТАСС. А поставки газа с СПГ-завода в Сахалине планируется начать уже в 2018 году.
Таким образом, Роснефть делает следующие шаги в борьбе с Газпромом и «Новатэком» за российский газовый рынок.
При этом еще в прошлом году доля Роснефти на газовом рынке России была незначительна. По данным ЦДУ ТЭК, всего в 2012 году в России было добыто 655 млрд кубометров газа (падение на 2,3%). Львиная доля добычи приходится пока на Газпром – 479 млрд кубометров.
Второй крупнейший производитель – «Новатэк» – добывает почти в 10 раз меньше, чем компания Алексея Миллера – 51 млрд кубов. Все нефтяные компании в прошлом году добыли около 66 млрд кубометров газа. И Роснефть не была в лидерах. Больше всех из нефтяников добыли газа Лукойл (17 млрд кубометров) и ТНК-BP (13,2 млрд кубов). А Роснефть и Сургутнефтегаз добыли всего 12,6 и 12,4 млрд кубометров соответственно.
Если Роснефть добьется роста добычи до запланированных 40 млрд кубометров, то она сможет почти догнать «Новатэк» по этому показателю. В итоге у Газпрома вместо единственного сильного конкурента в лице «Новатэка» появляется еще один – Роснефть.
Что касается продаж газа на внутреннем рынке, то Газпром занимает больше половины рынка (другую половину экспортирует – как единственная компания, которая имеет право это делать). Однако доля газового гиганта неуклонно снижается. «При этом постоянно растет доля «Новатэка», которая на 2012 год составляет около 11%. Доля всех нефтяных компаний по продажам газа в России – 14,4%», – указывает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
«Пока что у Роснефти доля на внутреннем газовом рынке составляет менее 10%, однако уже в ближайшие два года этот показатель может превысить 20%, учитывая скорость скупки газовых активов Роснефтью в регионах», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
Налоговые претензии
Глава Роснефти Игорь Сечин не скрывает своих планов подвинуть Газпром. Во вторник он призвал Газпром сдавать побольше денег в бюджет. Так, Роснефть, которая добывает 210–215 млн тонн нефти, приносит в бюджет 3 трлн рублей, тогда как Газпром, который добывает почти 600 млрд кубометров газа, – всего 1,5 трлн рублей, указал Сечин. В итоге Роснефть, по его словам, эффект для экономики производит значительно выше, чем Газпром. Он потребовал, чтобы Минфин исправил несправедливую разницу в налогообложении нефтяной и газовой отрасли в России.
Правда, эксперты не совсем согласны с Сечиным. «По поводу налогообложения нефтяной и газовой отрасли можно поспорить. Дело в том, что на внутреннем рынке газ по-прежнему продается по заниженным ценам. Внутренние цены на газ отличаются от европейских в четыре–пять раз. Когда внутренние потребители по газу будут выходить на равнодоходные уровни с европейскими, тогда нужно будет поднимать вопрос об увеличении налоговой нагрузки на газовую отрасль», – говорит газете ВЗГЛЯД Николай Подлевских.
Даже с учетом того, что перед правительством остро стоит проблема ненефтегазового дефицита свыше 10% от ВВП, а нефтегазовые доходы составляют около половины доходной части бюджета, подходить к этому вопросу надо осторожно, особенно на фоне падения рейтинга власти и стагнирования доходов населения, считает Авакян.
Битва титанов
Роснефть – крупнейшая нефтяная компания в России – решила набрать веса на газовом рынке, что неминуемо отразится на положении Газпрома. Она активизировалась на газовом рынке после того, как в прошлом году приобрела ТНК-BP, которой принадлежит газовый актив «Роспан». В течение пяти лет Роснефть намерена увеличить добычу газа этой компанией до 16 млрд кубометров.
Роснефть, по словам Игоря Сечина, эффект для экономики производит значительно выше, чем Газпром
Также в прошлом году Роснефть создала СП с газовой компанией «Итера», в котором получила 51% акций. Вместе они будут вести разведку и разработку газовых месторождений. «Итера» внесла в СП свои основные газодобывающие активы – 49% Сибнефтьгаза (остальное у «Новатэка») и 49% Пургаза (остальное у Газпрома), а Роснефть – свои газовые месторождения Кынско-Часельской группы.
Общие запасы этого СП составляют около 60 млн тонн газового конденсата и 1,2 трлн кубометров газа. Правда, здесь есть минус. «Итера» сначала будет наращивать добычу за счет инвестиций в контролируемые Газпромом и «Новатэком» активы, но зато потом добыча будет расти на месторождении Роснефти.
Компания Игоря Сечина (является президентом Роснефти) планирует заниматься производством и продажей СПГ. Первые поставки СПГ в АТР с Сахалина Роснефть планирует начать уже в 2018 году. В начале апреля Сечин сказал, что компания вплотную занялась поиском ресурсов для запуска второй очереди завода СПГ на Сахалине. Кроме того, компания собирается участвовать в строительстве завода СПГ на Аляске – вместе с Exxon Mobil. Сжиженный газ оттуда также пойдет в страны АТР.
Наконец, Роснефть намерена активно развивать шельфовые проекты. По российским законам, осваивать шельф могут только Газпром и Роснефть. Но Игорь Сечин не дает своему главному конкуренту спокойной жизни и тут. Роснефть подала перекрестные заявки на те же участки шельфа, что и Газпром. В Минприроды говорили, что интересы двух гигантов пересекаются по трем участкам.
Игорь Сечин объяснял эти действия так: при освоении месторождений арктического шельфа не должно быть разделения нефти и газа, так как по закону должны добываться все минеральные ресурсы, которые содержатся в недрах. Роснефть, по его словам, готова к такой работе. А вот Газпром при подаче заявок на ряд шельфовых месторождений хотел передать их в пользование своей нефтяной «дочке» – «Газпром нефти», против чего и выступила Роснефть.
Показательно, что даже министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской отказался вмешиваться в этот конфликт. В начале апреля он заявил, что Газпром и Роснефть должны сами определить приоритет по шельфовым месторождениям, по которым у них пересекаются интересы. Он добавил, что все происходящее – исключительно вопрос взаимоотношений Роснефти и Газпрома.
Удачная тактика
«В связи с приобретением ТНК-ВР Роснефть становится более сильным игроком на внутреннем рынке газа с перспективой достижения уровня доли «Новатэка». В более отдаленной перспективе Роснефть будет активно увеличивать добычу газа, в том числе за счет освоения арктических шельфов. Со временем Роснефть сможет обогнать «Новатэк» и по объемам добычи, и по объемам экспорта СПГ», – ожидает Николай Подлевских.
«Роснефть последовательно добивается собственного присутствия на мировом газовом рынке, ликвидировав тем самым монополию Газпрома, и тактика в этом плане выбрана вполне удачная – через правительственные круги, с максимально возможной гарантией», – добавляет Авакян.
Планы Роснефти по добыче нетрадиционного газа эксперты также поддерживают, хотя отмечают, что отдача будет нескоро. «Идеи Роснефти по налаживанию добычи нетрадиционного газа пока еще достаточно абстрактны. Нужно нарабатывать опыт, осваивать новые технологии. Но чем раньше начать такие работы, тем с большей вероятностью можно будет рассчитывать на успех в будущем», – отмечает Подлевских.
Он напоминает, что на месторождении Bakken в США первая скважина была пробурена в 1953 году, а более или менее значимые объемы добычи сланцевой нефти стали появляться только после 2005 года. Так же долго пришлось обучаться и добыче сланцевых газов.
«Сейчас все ведущие нефтегазовые компании ведут реализацию подобных проектов, и не быть в этом тренде означало бы пойти на стагнацию и отстать от ведущих западных стран в нефтегазовой отрасли», – добавляет Авакян.