Столкновения сторонников европейской интеграции Украины с полицией на площади Независимости сопровождаются ростом стоимости кредитных дефолтных свопов – страховки от возможного дефолта по государственному долгу.
И для Европы, и для России спасение Украины от дефолта – это не такие большие деньги, это не модернизация экономики Украины, на которую нужно 165 млрд евро
Накануне цена страховки от дефолта по украинским госбумагам на рынке кредитных дефолтных свопов в ближайшие пять лет поднялась на 100 базисных пунктов до 1071 базисного пункта, приводит данные Bloomberg.
Это самый высокий уровень оценки премии за страховку от невыплаты долга в мире после Аргентины и Венесуэлы. Уровень аналогичной страховки по еврооблигациям России на 2 декабря был в шесть раз ниже и составлял 173,8 базисного пункта. Соответственно, вероятность дефолта по гособлигациям Украины в течение ближайших пяти лет инвесторы оценивают в 53,3%.
«На политический кризис рынки отреагировали ростом стоимости CDS (кредитный дефолтный своп) выше 10%. Для сравнения: РФ – 1,7%, Бразилия и ЮАР – 2%, Венесуэла – 12%, Аргентина – 18%. Это существенно увеличивает стоимость заимствований для Украины. Политический кризис также сильно осложняет перспективы рефинансирования кредитов», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник управления инвестиционных операций «Ланта-Банка» Олег Поддымников, напоминая, что внешний госдолг Украины на 1 ноября составил 36 млрд долларов.
Управляющий директор отдела фондовых операций Concern General Invest Ацамаз Басиев не исключает дефолта страны уже в первой половине 2014 года в случае, если не будет найден внешний источник финансирования или возможности для существенной оптимизации расходов страны.
Украина сейчас находится в сложном финансовом состоянии, а для поддержки текущего курса гривны тратится большой объем золотовалютных резервов, которые могут просто закончиться уже в ближайшее время, добавляет эксперт.
От дефолта спасение есть
Впрочем, у Украины имеются большие шансы избежать дефолта. По крайней мере и ЕС, и России не составит большого труда спасти страну от этого.#{image=762953}
«Какой бы вариант помощи ни выбрала Украина – Россия, ЕС или оба, – дефолта не будет. Он никому не нужен: ни Европе, ни России. При этом и для Европы, и для России спасение Украины от дефолта – это не такие большие деньги, это не модернизация экономики Украины, на которую нужно 165 млрд евро. Пускай страна будет в нищете, пускай будет безработица и будут закрываться заводы. Главное, чтобы она платила иностранным банкам, неважно, западным или российским», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Не случайно американский инвестфонд Franklin Templeton недавно стал крупнейшим держателем гособлигаций Украины, купив 20% внешнего долга страны. «Покупка украинских долгов и акций – это неплохая идея для рисковых парней. Если Украина выстоит, ценные бумаги значительно вырастут в цене. Войны и революции вообще лучшее время для игры на фондовой бирже. Главное – поставить в политической сваре на правильную лошадь», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Расчет американцев на прибыль был безупречен, правда, до недавнего времени. В свете последних забастовок появилась новая угроза для Украины.
«Дефолт возможет в случае распада Украины, что может стать реальностью. И финансисты это понимают, в отличие от политиков и митингующих на площадях», – говорит Александр Разуваев.
По его мнению, биржа начала закладывать в цены именно распад Украины. «Паралич власти означает паралич финансовой системы: паралич налоговых отчислений, выплат пенсий и зарплат в госсекторе. Если это случится, то открывается прямая дорога к сепаратизму», – объясняет логику Разуваев.
«Надо понимать, что Западная Украина, которая сейчас так поддерживает Майдан, – это иждивенцы, это только 20% населения Украины без серьезных промышленных активов. В случае паралича власти промышленный юго-восток может сначала прекратить перечислять налоги в Киев, а затем и ввести свою валюту. Кто будет тогда платить по долгам Украины, не совсем ясно, ибо по факту такое государство, как Украина, прекратит свое существование», – говорит Разуваев. В этом случае пострадают все держатели украинских долгов, в том числе российские банки: ВТБ, ВЭБ и Газпромбанк.
Срочно нужна помощь
Однако если не допустить дефолта Украины способны как ЕС, так и Россия, то вот вывести экономику Украины из кризиса и помочь ей расти может только Россия, считают эксперты.
«Дефолт и выход экономики Украины из кризиса – это разные вещи. Дефолта избежать легко, модернизировать экономику Украины – сложно и дорого», – отмечает Разуваев.
Попытка смены стратегического партнера – России – на Европу уже сильно сказалась на экономической ситуации на Украине, указывает Олег Поддымников.
«Начало активной евроинтеграции обошлось Украине примерно в 25% товарооборота с Россией и СНГ. Дефицит счета текущих операций вырос до 8% ВВП. Дефицит бюджета – до 6% ВВП. В итоге ВВП за 10 месяцев упал на 0,6% при плане правительства показать рост в 3,4% за этот год», – отмечает он.
От ограничения торговли с Россией с конца этого лета Украина уже потеряла как минимум 5 млрд долларов, посчитывал директор аналитической группы Da Vinci AG (Украина) Анатолий Баронин.
«Если текущему руководству страны не удастся отстоять свое решение о приостановке евроинтеграции, ситуация может ухудшиться. Правительство может принять решение о повышении налогов и тарифов на газ для населения. Под угрозой может оказаться исполнение социальных обязательств. Национальная валюта может показать существенное снижение», – ожидает Поддымников.
«При этом соглашение с ЕС не гарантирует предоставление помощи. Для спасения Кипра, например, европейские лидеры предпочли изъять деньги вкладчиков», – напоминает экономист.
«В свою очередь отказ от евроинтеграции может дать Украине возможность получить скидку в цене на газ. Также нельзя исключать помощь в рефинансировании внешних обязательств. Это улучшит финансовые показатели, снизит риски и стоимость заимствований. Без этого экономика страны не сможет показать устойчивый рост», – уверен Поддымников.
Только на снижении цены на газ до белорусского уровня и на отмене экспортной пошлины Украина получила бы улучшение условий торговли на 5,5 млрд долларов, а вхождение в ТС дало бы 10 млрд долларов ежегодной выгоды, подсчитывал советник российского президента Сергей Глазьев.
Россия спешит на помощь
Однако Евросоюз, который только-только начал выходить из рецессии, уже дал понять Украине, что спонсировать ее не готов.
При этом Россия уже сейчас идет навстречу Украине и пытается ей помочь, хотя Киев еще не принял окончательного решения, с кем собирается совершить кругосветное путешествие в одной лодке.
Так, Газпром согласился перенести сразу на весну 2014 года платежи Украины за уже поставленный газ в октябре, ноябре и декабре 2013 года. Об этом во вторник заявил глава правления Нафтогаза Евгений Бакулин.
Кроме того, Газпром дал отсрочку для оплаты за газ, поставленный в августе этого года. «Вы знаете, проблемы сегодня с блокированием правительства. Этот вопрос (с платежами за августовские поставки газа) мы планировали урегулировать до 7 декабря, но, к сожалению, сейчас правительство заблокировано, и мы обратились к Газпрому, чтобы они с пониманием отнеслись к данной ситуации и не совершали экстремальных действий», – сказал Бакулин. По его словам, задолженность за августовские поставки газа составляет 765 млн долларов.
При этом, согласно контракту между сторонами, если Украина не платит за газ, то Газпром имеет полное право вообще остановить поставки газа в страну. Но Россия решила не предпринимать крайние меры.