Четырехдневный Всемирный экономический форум закончился в субботу, 26 января, на швейцарском горнолыжном курорте Давос предупреждением о том, что государствам не следует быть слишком оптимистичными по поводу восстановления экономики. Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард предупредила, что власти не должны «расслабляться», поскольку оценки фонда говорят об «очень хрупком и скромном» росте экономики в этом году.
Форум был более оптимистичным, чем в прошлом году, когда люди пророчили настоящую катастрофу в еврозоне
В 2013 году Всемирный экономический форум в Давосе прошел под знаком России. Вокруг нее развернулась самая острая дискуссия в первый же день форума. Целых 350 экспертов нарисовали три возможных сценария развития России – и все три негативные. По мнению премьера Дмитрия Медведева, президента правления Сбербанка Германа Грефа и вице-премьера Аркадия Дворковича, а также российских экономистов, сценарии довольно фантастические, Россия вряд ли по ним пойдет.
Всемирный экономический форум был создан 32 года назад профессором из Швейцарии Клаусом Швабом. На первых заседаниях обсуждались главным образом вопросы улучшения позиций Западной Европы. С годами тематика постепенно расширялась, в повестку дня включались политические и экономические вопросы, затрагивающие другие регионы.
Форум предоставляет возможность встретиться и обсудить глобальные проблемы в неформальной обстановке, провести неофициальные встречи с глазу на глаз и «без галстуков». В 2013 году в форуме приняли участие около 2,5 тыс. политиков и бизнесменов, среди которых около полусотни глав государств или правительств.
Однако удовольствие это не из дешевых. Эндрю Росс Соркин из The New York Times в своем блоге подвел итог полунедельного пребывания в Давосе, передает Inopressa. Это 71 тыс. долларов только за входной билет, и эта сумма увеличивается по меньшей мере до 156 тыс. за участие в одном из клубов для «приватных дискуссий». Пакет на пятерых (участник плюс супруг, помощник и носильщик и т. д.) стоит около 670 тыс. долларов.
К этому можно прибавить частные перелеты, гостиницы и праздники (с участием рок-групп и диджеев), которые обходятся как минимум в 100 тыс. долларов. В этом году оборот форума, по его данным, составит приблизительно 185 млн долларов. И все это для того, иронизирует автор, чтобы разделиться на касты в зависимости от ранга вашего бейджика.
О том, как за последние годы изменились экономический форум в Давосе и отношение к российской делегации, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев*, который посещает его уже больше десятилетия.
ВЗГЛЯД: Как изменился экономический форум в Давосе за последние годы? Что было раньше на форуме, как он видоизменился теперь?
Сергей Гуриев (фото: ИТАР-ТАСС) |
Сергей Гуриев: Я участвую в этих форумах с 2001 года. С моей точки зрения, Давос становится все более и более представительным. В нем участвуют не только бизнесмены, но и представители некоммерческих организаций, представители общества. Теперь это не форум только развитых стран, в нем гораздо большую роль играют представители и лидеры развивающихся стран.
В этом смысле Давос меняется вместе с миром. Как в мире большую роль играют не только бизнес и правительства, но и некоммерческие организации, так и в Давосе. Как в мире большую роль играют развивающиеся экономики, так и в Давосе.
Давос становится все более профессиональным с точки зрения уровня организации. Все труднее согласовывать графики таких занятых людей. Но Давосу удается организовать интересные дискуссии, так что люди продолжают приезжать на форум. В этом году в Давосе были представители целого ряда стран, в том числе ключевых стран, таких как Россия, Италия, Великобритания, европейских государств, представители МВФ. Все это происходит потому, что Давос остается главной площадкой для дискуссий, в которой заинтересован мировой рынок.
ВЗГЛЯД: То есть снижения статуса форума не происходит? Повышается его авторитетность?
С. Г.: Авторитетность повышать уже некуда, скорее повышается представительность форума.
ВЗГЛЯД: Не превратился ли форум больше в закрытые посиделки, нежели в открытую площадку для решения глобальных проблем?
С. Г.: Именно для того форум и собирался, чтобы можно было обсуждать вопросы в конфиденциальной манере. При этом остаются и открытые сессии, где любой человек, который приехал в Давос, может поднять руку и задать вопрос руководителю страны или огромной корпорации.
Кроме того, форум остается открытым вот в каком смысле. Именно в Давосе вы можете, идя по коридору, подойти к мировому лидеру и задать ему вопрос. Например, Российская федеральная служба охраны ведет себя гораздо мягче и сговорчивее, чем ведет себя в Москве, охраняя ведущих лидеров страны. Это касается и других мировых лидеров. Потому что в Давосе не бывает случайных людей.
ВЗГЛЯД: Имеете в виду, что охрана Медведева была более лояльной?
С. Г.: Да. Люди, которые катались на тех же склонах, что и Медведев, говорили: несмотря на то что вокруг премьера каталось много охранников, ситуация была мягче, чем обычно бывает в России. И в коридорах форума то же самое.
ВЗГЛЯД: Но все-таки наверняка на закрытых встречах люди обсуждают свои бизнес-интересы, а не проблемы посткризисного мирового развития?
С. Г.: На самых разных встречах обсуждаются разные вещи. На встречах инвесторов в России обсуждают инвестиционный климат в России, на встречах с руководителями университетов обсуждаются вызовы в мировой образовательной системе, на закрытых встречах европейских руководителей обсуждаются вызовы в Европе. Не нужно думать, что это такая мировая закулиса. Это обычные закрытые встречи, где встречаются выдающиеся люди, которым хотелось бы друг с другом поговорить об имеющихся вызовах.
ВЗГЛЯД: Изменилось ли отношение к российской делегации на форуме?
С. Г.: В этом году было гораздо больше представителей России. Наша страна сама организовала ряд сессий, было много сессий о самой России, в частности огромный проект о сценариях развития России. На форуме был «Русский дом», в котором проходила презентация курортов кавказского края, заявки Екатеринбурга-2020 (город претендует на проведение «ЭКСПО-2020» – прим. ВЗГЛЯД), концерт группы «Ленинград», презентация Российского фонда прямых инвестиций. Сбербанк и ВТБ организовывали свои сессии, а также ужины и приемы. Российской стороной было организовано много культурных событий, например концерт благотворительного фонда Владимира Спивакова.
ВЗГЛЯД: Мы пытались так поднять имидж России за рубежом?
С. Г.: Да, тем более этот год – год председательства России в «большой двадцатке», и целый ряд сессий был посвящен именно этому. Все задавали вопросы, что Россия будет делать как председатель «двадцатки».
ВЗГЛЯД: К России было больше внимания, чем обычно?
С. Г.: Да. И надо сказать, что Россия постаралась, чтобы к ней было больше внимания.
ВЗГЛЯД: Под каким лозунгом прошел экономический форум?
С. Г.: Форум был более оптимистичным, чем в прошлом году, когда люди пророчили настоящую катастрофу в еврозоне, но этой катастрофы не случилось. Сейчас инвесторы были гораздо более оптимистичными, но, с другой стороны, все понимали, что чудес не бывает, огромная долговая нагрузка приведет к тому, что восстановление, экономический рост во всем мире будет достаточно медленным. Расслабляться никому не надо.
ВЗГЛЯД: Три негативных сценария развития России, озвученных на форуме, разве не прогноз катастрофы для России?
С. Г.: Никакого прогноза катастрофы не было, речь шла об упущенных возможностях. К сожалению, если не будет борьбы с коррупцией, улучшения качества государства, реформы госорганов, повышения конкуренции внутри России, в том числе и политической конкуренции, о чем говорил премьер-министр Медведев, то Россия будет продолжать расти медленно, что означает упущенные возможности. Никакие три сценария не говорили о катастрофах в ближайшее время, потому что, например, цены на нефть не собираются падать.
ВЗГЛЯД: То есть это было некое предупреждение...
С. Г.: Да, большинство инвесторов считают, что в долгосрочной перспективе без реформ Россия не сможет справиться с вызовами, которые перед ней стоят. Но с этим согласен и сам премьер-министр.
ВЗГЛЯД: Как оцените форум с точки зрения стоимости участия в нем? Иностранная пресса писала, насколько форум дорогое удовольствие.
С. Г.: Я так скажу: есть много людей, которые не платят ничего, есть много людей, который платят очень много. Но Фонд некоммерческой организации Всемирного экономического форума не зарабатывает денег, это не его миссия.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом