Греция могла бы избежать кризиса, если бы страна не входила в зону евро. Взятые страной обязательства, а также огромный объем кредитов, хлынувших после вступления страны в еврозону, спровоцировали ухудшение экономического положения Греции.
Переход с национальной валюты на евро часто приводил к повышению инфляции и снижению покупательной способности населения в восточноевропейских странах
«Это большой вопрос, был бы вообще столь острый кризис в Греции, если бы она не входила в зону евро? Ведь проблемы возникли потому, что страна была экономически неподготовленной к сильной европейской валюте, а также к притоку внешнего долгового капитала», – заявила заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая.
Значительное увеличение внешнего долга и раздувание социальных обязательств бюджета спровоцировало накопление таких проблем, которые прорвались с кризисом. Если бы Греция не вошла в зону евро, то это была бы просто относительно небогатая европейская страна, но, возможно, с более сбалансированной финансовой системой.
«Госдолг вряд ли дошел бы до таких угрожающих величин (142% ВВП по итогам 2010 г.), поскольку кредиторы раньше перестали бы выдавать новые займы, видя угрожающий рост долговой нагрузки. Инвесторы и рейтинговые агентства оценивали бы исключительно суверенные риски Греции, не рассчитывая на поддержку со стороны еврозоны и рефинансирование долгов в ЕЦБ, и раньше начали бы реагировать на признаки долгового кризиса», – предположила эксперт.
Даже с кризисом Греция бы быстрее справилась, если бы она не присутствовала в зоне евро. «Она могла бы проводить независимую денежную политику, в крайнем случае, девальвировать свою валюту и за счет этого облегчить бремя долга, а теперь она этого сделать не может», – заметила Ольга Беленькая.
Между тем за Грецией на подходе к экономическому коллапсу уже стоит Португалия, которая также просила помощи у МВФ и Евросоюза. Причем месяц назад в Лиссабоне к власти пришло новое правительство, которое продолжит реализацию мер по стабилизации бюджета и сокращению расходов. Эта программа является необходимым условием для получения кредита в 78 млрд евро.
Кроме того, некоторые экономисты считают, что Ирландии может также потребоваться дополнительная поддержка. Инвесторы уже начали беспокоиться, что скоро встать в очередь на получение помощи от ЕС придется Испании и Италии.
Скорее всего, европейские регуляторы не только будут пристально следить за сокращением расходов в этих странах, но также заставят принять жесткие программы приватизации, как это сейчас происходит в Греции. Фактически за долги государствам придется по дешевке распродать госсобственность.
Глядя на эту экономическую вакханалию, некоторые страны, которые ранее стремились вступить в еврозону, стали отказываться от своих прежних планов. Буквально на днях о таком намерении заявила Польша. Так, глава Национального банка Польши Марек Белка в интервью Financial Times заявил о том, что с учетом кризиса, который в настоящее время переживает общеевропейская валюта, Польша пока не видит оснований для вступления в еврозону. Ранее правительство Польши планировало присоединиться к зоне евро в 2012 году.
«В эти неспокойные времена нам кажется разумным не вступать в еврозону», – сказал он. Причем глава Центробанка сказал, что население страны также скептически относится к вопросу вступления страны в зону евро.
«До тех пор пока Греция продолжает оставаться открытой раной валютного союза, евро не представляется столь привлекательным, каким он когда-то являлся или каковым он, возможно, еще станет», – отметил Марек Белка.
Однако он заметил, что в долгосрочной перспективе наличие собственной национальной валюты в результате серьезных колебаний обменного курса обходится слишком дорого. «От этого страдают прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса, являющиеся основой польского народного хозяйства», – объяснил Марек Белка.
Кроме того, как сообщил премьер-министр Польши Дональд Туск на пресс-конференции в среду в Страсбурге, Польша сегодня не выполняет все Маастрихтские критерии.
«Когда мы будем соответствовать Маастрихтским критериям, мы предпримем новую попытку вступить в еврозону – в этом плане (политического решения) ничего не изменилось», – сказал Туск, передает РИА «Новости».
Отметим, о вступлении в зону евро активно думают Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Венгрия. Латвия планирует вступить к 2014 году, Румыния поставила срок до 2015 года. Болгария пока тоже притормозила подготовку к вступлению в еврозону, предпочитая следить за развитием событий в период экономического кризиса со стороны.
Эксперты советуют странам – кандидатам в зону евро не торопиться и пересмотреть свои планы, поскольку это может усугубить и без того сложное экономическое положение. «Полноценный переход на европейскую валюту может оказать негативное влияние на экономику этих стран. Переход с национальной валюты на евро часто приводил к повышению инфляции и снижению покупательной способности населения в восточноевропейских странах. К тому же слишком сильная валюта приведет к снижению конкурентоспособности местных товаров, которая и так невысока», – отметила Ольга Беленькая.
Причем эксперт заметила, что ничего удивительно нет в том, что Эстония вошла в зону евро в самый разгар кризиса. «У Эстонии было лучшее положение из всей тройки прибалтийских стран, претендующих на вхождение в зону евро», – отметила Ольга Беленькая.
Однако эксперты считают, что рано или поздно все страны войдут в зону евро. «Все страны, которые присоединились к Европейскому союзу, обязательно войдут в зону евро. Дело в том, что переход на единую валюту – это краеугольный камень европейской интеграции. Некоторые страны могут растянуть этот процесс, но войдут все – это неизбежно», – сказал директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск) Юрий Шевцов.
Одна из причин, почему страны Восточной Европы так стремятся войти в зону, – это высокий уровень безработицы. С присоединением к еврозоне рынки труда более развитых стран Европы окажутся еще более открытыми. К примеру, недавно открылся для трудовых мигрантов из Восточной Европы рынок труда Германии, который рассчитывает принять порядка 1 млн человек. «В Латвии сейчас все автобусы забиты людьми, которые едут в Германию на заработки. Дело в том, что в прибалтийских странах все выстроено таким образом, что люди вынуждены бежать, поэтому они вынуждены перебрасывать свою безработицу в Западную Европу. К примеру, в Литве трудовая эмиграция составляет где-то треть всей рабочей силы. Так, за 10 лет уехали порядка 800 тысяч человек», – говорит Юрий Шевцов.
Однако можно ожидать, что с греческим опытом европейские страны станут более пристально присматриваться к кандидатам в еврозону, и, скорее всего, странам-претендентам придется подождать, пока их экономическое положение будет соответствовать более жестким требованиям европейских регуляторов. «Пик кризиса Литва и Латвия прошли, но бюджетный дефицит значительно превышает те 3% ВВП, которые предусмотрены Маастрихтскими соглашениями», – заметила Ольга Беленькая.
Отметим, что в 2010 году дефицит бюджета у Латвии составляет 7,7% ВВП, а у Литвы – 9,5% ВВП. Получается, до соответствия Маастрихтским соглашениям еще далеко.
Но можно с уверенностью сказать, что кризис остро поставил вопрос о том, каким образом дальше будет идти процесс интеграции Европы. По всей видимости, в бюджетной, социальной, пенсионной политике будет больше делегироваться полномочий европейским органам управления, что ограничит суверенитет стран. «Пока правительства периферийных стран с трудом справляются с недовольством населения, но как далеко оно зайдет, неизвестно, поскольку «спасение» проблемных стран еврозоны сопровождается снижением уровня жизни, изменением социальных стандартов», – отметила эксперт.