На совещании в среду Лукашенко устроил настоящий разнос правительству страны за резкое повышение цен. «Главная проблема, которая до сих пор волнует людей, это инфляция. Ведь главное сегодня – не просто сделать так, чтобы бюджет был толстым и жирным, а защитить людей. При этом недопустимо делать резкие телодвижения в ценообразовании. Можно только вниз, вверх нельзя!» – разразился Лукашенко на совещании по экономическим вопросам страны.
Замораживание цен на бензин приведет к тому, что Лукашенко загубит нефтепереработку, в стране будет острый дефицит бензина и топливно-энергетических ресурсов
Впрочем, Лукашенко все-таки разрешил корректировать цены, но делать это надо плавно, аккуратно, чтобы люди успели привыкнуть.
«Что же получилось на деле?» – возмущается Лукашенко. «За один вечер вы повысили цену на топливо аж на 30%. Но это же «букет» – цены выросли на все», – удивляется он.
«Кто подумал, что будет завтра, когда мы повышаем цену на топливо? Ведь топливо – это продукты питания, это, в меньшей степени, одежда», – вопрошает у правительства Лукашенко. «Вы что, завтра повысите цены на продукты питания еще? Вообще, где человеку взять деньги на содержание семьи? Вы что, дадите завтра эти деньги и компенсируете потери каждой семье?» – возмущается он.
«А инфляция? Вы же не на другой планете живете, в магазины, наверное, ходите», – продолжает Лукашенко. «Вы хотите сказать, что у нас цены сегодня на товары, на то же злосчастное топливо ниже, чем в соседних государствах? – продолжает разнос Лукашенко. – Вы говорите, что вывозят. Но никто мне до сих пор не доложил факты, где задержаны, сколько задержано, кто вез, какие меры приняты».
Напомним, что с 7 июня Белнефтехим уже второй раз за три недели поднял стоимость топлива: с 24 мая цены выросли в среднем на 20%, теперь – на 30%. В итоге А95 стал стоить 5,8 тыс. белорусских рублей за литр, А92 – 5,1 тыс. рублей, А80 – 4,95 тыс. рублей, дизтопливо – 5,1 тыс. рублей. Резкий скачок цен на бензин спровоцировал автомобилистов парализовать во вторник движение на Центральном проспекте Минска в знак протеста.
Сегодня подняли, завтра опустили
В итоге в среду Лукашенко потребовал с утра четверга снизить цены на бензин. «Давайте договоримся, что топливо с завтрашнего утра будет не 5200, не 5100, а максимум 4500», – заявил он. «Поэтому можете идти и объявить всем: 4500 – это максимум», – цитирует его «Интерфакс». Лукашенко пояснил, что 4500 должен стоить «самый дорогой бензин». «Вот от этого и будете считать дизельное топливо и более дешевый, низкооктановый бензин», – добавил он.
Таким образом, Лукашенко распорядился фактически вернуть цены на прежний уровень, на который они вышли после первого скачка цен 24 мая.
Кроме того, белорусский Батька дал наказ, как должны формировать цены на бензин вплоть до 1 января 2012 года. По его словам, если до 1 января в Белоруссии курс рубля к доллару останется на уровне 4500, то такой должна остаться и цена на бензин. Если курс доллара вырастет до 5 тыс. белорусских рублей, тогда «будете работать по ценообразованию», увеличивая цены на бензин плавно – по 2–3% в квартал, а не разово на 30%. «Вот и все мое решение по топливу. Возможно, придется откручивать цены и по другим группам товаров», – подытожил Лукашенко.
Глава Белоруссии также потребовал наполовину урезать лимиты на автомобильное топливо для служебных машин правительства и администрации президента с завтрашнего утра. «На велосипедах пусть ездят. Тогда, может быть, будут думать, как думают люди», – считает он.
Лукашенко вопрошает у губернаторов, как они будут вести уборочную кампанию, повысив цены на топливо. «Или вы думаете, что кто-то из бюджета эти деньги даст? В бюджете этих денег нет», – говорит он.
«Как назло делают. Люди только очухались от одного удара (повышения цен на топливо 24 мая), на тебе, как обухом по голове – второй раз. Только люди пришли в себя, на тебе – третий раз. И это, как мне докладывают, не последний раз», – говорит глава государства.
Президент даже пригрозил правительству отставкой за такие решения: «Тогда вам, ребята, не в стране, а где-то за ее пределами придется искать работу». «Я не могу допустить издевательства над людьми», – уверяет белорусский президент.
Чиновников, принимающих такие решения, он метафорически называет «дети малые», от которых «спички надо прятать, ибо дом сожжете».
После резкого выступления Лукашенко Белнефтехим первым заявил, что готов согласно поручению президента Белоруссии снизить цены на автомобильный бензин, заявили в пресс-службе компании, как передает РИА «Новости».
Экономическая истина
#{ussr}Экономисты считают, что Лукашенко решил вернуть прежние цены на бензин, так как испугался социальной напряженности. С экономической точки зрения замораживание цен на топливо и другие продукты опрошенные газетой ВЗГЛЯД экономисты не поддерживают.
«Мне совершенно не верится, что Александр Григорьевич не был в курсе вчерашнего резкого повышения цен на бензин. Такие вещи в Белоруссии без ведома президента не делаются, – говорит газете ВЗГЛЯД директор стратегического департамента ФБК* Игорь Николаев. – На мой взгляд, здесь он неискренен и дает задний ход потому, что увидел, что народ готов протестовать против роста цен на бензин. Но этот задний ход чреват не меньшими проблемами. Надо просто с народом больше говорить и объяснять ситуацию».
Снижение цен с помощью административных мер – необоснованно. «Белоруссия – это маленькая открытая экономика, которая сильно зависит от импорта комплектующих, сырья и нефтепродуктов, и цены здесь задаются внешними условиями, ближайшими соседями и мировыми рынками, – говорит главный экономист ФБ «Уралсибъ» Алексей Девятов. – Поэтому ничего с ценами сделать нельзя, а любые попытки заморозить их рост приведут к еще большему недовольству населения, но уже потом».
Замораживание цен на бензин приведет к его дефициту, в один голос заявляют экономисты. «Если пытаться не давать ценам расти, как это диктует рынок, то получится дефицит – это универсальная в экономике истина, – говорит Алексей Девятов. – В Белоруссии это также приведет к тому, что бензин исчезнет, по крайней мере за белорусские рубли, за валюту он, может, и будет, но на черном рынке. Эта мера ничего не даст, кроме краткосрочного эффекта – пока не кончится запас бензина в стране». Лукашенко получит политические дивиденды от этой меры, но они также будут временными, добавляет эксперт.
«Замораживание цен на бензин приведет к тому, что Лукашенко загубит нефтепереработку, в стране будет острый дефицит бензина и топливно-энергетических ресурсов. Либо в стране появятся топливные карточки, либо топливо будет просто вывозиться за пределы страны», – предрекает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Сдерживание роста цен на бензин серьезно ударит по белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям, которые лишатся существенной части своей выручки, замечает Девятов. «Лукашенко заставляет их работать, по сути, себе в убыток. Они будут вынуждены покупать нефть в той же России по фактически мировым ценам, а бензин продавать по фиксированным заниженным ценам», – добавляет экономист.
Дефицит бензина повлияет негативно на всю экономику Белоруссии, это будет «большой шок» для производств, в том числе для сельского хозяйства и предпринимателей, считает он.
«Дефицит разогревает ажиотаж с точки зрения инфляции. Частные предприятия, если они ограничены в топливных ресурсах, пытаются компенсировать недополученный доход от производственной деятельности за счет роста цен на свои продукты. Получается, одну проблему вроде бы решаем, но не менее масштабная вылезает», – замечает Игорь Николаев из ФБК.
«В Белоруссии есть две главные проблемы – это инфляция, которая ожидается на уровне 80% в этом году, и дефицит платежного баланса, который составляет 20% ВВП. Рост цен – это уже следствие этих двух проблем, и затыкать дырки подобным образом неразумно. Лечатся симптомы болезни, но не сама болезнь», – считает Романчук.
Девятов полагает, что лучшее, что может сделать сейчас белорусское правительство, – это не вмешиваться в работу рынков, а попытаться получить живые деньги как можно быстрее (в виде кредитов от России и МВФ). «Потому что сейчас единственное, что может помочь Белоруссии, – это вливание денег, а уже более в долгосрочном периоде надо будет, конечно, менять всю модель белорусской экономики, переводить ее на рыночные рельсы, проводить приватизацию и т. д.», – говорит экономист.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ