В среду на комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачи по созданию привлекательного инвестиционного климата в России. Глава государства заверил, что будет лично следить за выполнением своих заданий.
Я уверен, что эта задача более чем достижима. Президент дал даже скромную оценку возможностей России
Главная задача страны, по его словам, сделать Россию привлекательной для предпринимательства и для частных инвестиций. При этом решить ее без изменения качества жизни невозможно, признает президент.
Первое, на что обратил внимание Медведев, это высокие страховые взносы, которые с начала года выросли до 34%. По его мнению, такой уровень может «оказаться непосильным для многих видов деятельности». Он поручил правительству до 1 июня разработать механизм снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года.
Президент потребовал от правительства заменить профильных министров и вице-премьеров в основных компаниях на независимых директоров уже до середины этого года. Государство не должно претендовать на тотальное регулирование, считает он.
Медведев поставил амбициозную, но, по его мнению, вполне реализуемую задачу фонду прямых инвестиций: обеспечить приток новых иностранных инвестиций в объеме, превышающем размер фонда не менее чем в пять раз. Фонд будет учрежден Внешэкономбанком к лету этого года с первоначальным объемом не менее 2 млрд долларов и последующим гарантированным доведением этого объема до 10 млрд долларов по мере формирования портфеля проектов этого фонда, напомнил Медведев.
О том, насколько выполнение поставленных президентом задач поможет улучшить инвестиционный климат, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя Госдумы РФ Александр Бабаков.
ВЗГЛЯД: В среду в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев выступил с предложениями по улучшению инвестиционного климата России. Как вы считаете, поставленные перед правительством задачи помогут изменить ситуацию?
Александр Бабаков: Частным аспектом темы модернизации экономики является как раз улучшение инвестиционного климата – это стратегическая задача для нашей страны. Очевидно, что нам не переориентировать сырьевую направленность экономики без кардинальных изменений.
То, что предлагает президент, укладывается в конкретные пункты решения этих задач. Улучшение инвестиционного климата предполагает модификацию налогового законодательства в части страховых выплат. Это актуально для малого и среднего бизнеса.
Мне лично импонирует то, что президент указал на необходимость снижения материальных затрат госкомпаний, он указал минимум 10%. На мой взгляд, эта величина условная, можно замахнуться и на большее. Те же банки с госучастием могли бы не только снизить материальные затраты, но и минимизировать свою прибыль. Они бы могли понижать учетную ставку, привлекая к кредитованию малый и средний бизнес.
ВЗГЛЯД: Считаете ли вы революционным предложение президента относительно замены чиновников в госкомпаниях на независимых директоров?
А. Б.: Предложение президента относительно замены чиновников в госкомпаниях на независимых директоров – это важный шаг, потому что конкурентная среда определяется зависимостью или независимостью тех или иных корпораций от государства. Это серьезный шаг, если будут включены иные государственные механизмы воздействия на экономику, а не только использование прямого влияния. Замену стоит поддержать, но отмечу, что среди инициатив есть более знаковые предложения президента. К примеру, понижение страховых взносов.
Страховые взносы – это вообще актуальнейшая тема. Если экономика не позволяет распространить эту меру на весь бизнес, то хотя бы на отдельные сегменты: малый и средний бизнес. С помощью этой меры будет стимулироваться активность бизнеса. Ведь во всем мире малый и средний бизнес занимает существенную долю в экономике.
ВЗГЛЯД: А как поведет себя бюджет?
А. Б.: Денег всегда не хватает. Но нужно определять приоритеты сегодняшнего дня. Если мы соглашаемся, что приоритетом является инновационная экономика и модернизация, то бюджету следует ужаться в определенных направлениях и инвестировать. Кроме того, дефицит бюджета сопоставим с возможностями страны, то есть мы легко его закрываем и в текущем режиме, и в ближайшей перспективе. Кроме того, эти действия приведут только к кратковременному дефициту бюджета, но он будет уменьшаться за счет роста экономической активности. На это надо ориентироваться.
ВЗГЛЯД: Глава государства потребовал в мае создать институт инвестиционных уполномоченных в регионах, которые бы следили за сроками получения инвесторами разрешительных документаций. Вы не считаете, что это дополнительный бюрократический механизм?
А. Б.: В любом случае введение нового института – это дополнительная нагрузка для бизнеса. Можно было бы попробовать как новую практику. Но имело бы смысл взять какой-нибудь регион и для начала посмотреть, как это работает, прежде чем распространять на всю страну. Но мы понимаем, что эту инициативу на местах необходимо поддерживать, потому что сейчас она, проходя все этапы бюрократической лестницы, упирается в никуда. Возможно, что смещение нагрузки на регионы – это правильный шаг.
ВЗГЛЯД: Президент поставил задачу фонду прямых инвестиций обеспечить приток новых иностранных инвестиций в объеме, превышающем размер фонда не менее чем в пять раз, то есть до 10 млрд долларов. Как вы считаете, эта задача достижима?
А. Б.: Я уверен, что эта задача более чем достижима. Президент дал даже скромную оценку возможностей России. Уверен, что потенциал страны гораздо больше за счет нереализованных возможностей во многих секторах, даже в таком направлении, как капитализация интеллектуальной собственности. Правильное оформление рынка интеллектуальной собственности в России через различные патенты приведет к тому, что этот рынок будет оцениваться в сотни миллиардов долларов. Думаю, что президент указывает правильное направление, но оценка его сдержанная.