Экономика

8 сентября 2010, 21:14

Евгений Алексеев: Этажность вагона не ухудшает безопасность

Фото: РИА "Новости"

«Двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком и на дальних расстояниях», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД эксперт Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев намерение РЖД запустить подобные вагоны на южных направлениях и в Поволжье.

В целом двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком

РЖД намерены ввести на самых загруженных направлениях составы с двухэтажными пассажирскими вагонами. Об этом в среду сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов.

По его словам, двухэтажные вагоны в первую очередь появятся на южных направлениях: от Москвы до Адлера, Сочи, Туапсе и других черноморских городов. Кроме того, двухэтажные вагоны будут ходить по маршрутам Москва – Саратов, Москва – Самара, Москва – Нижний Новгород.

Эксперт департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Алексеев рассказал газете ВЗГЛЯД о плюсах и минусах двухэтажных вагонов применительно к российским условиям.

«Выбор выглядит оправданным»

Евгений Алексеев полагает, что от введения в России двухэтажных вагонов железнодорожная система страны только выиграет (Фото: из личного архива Евгения Алексеева)

ВЗГЛЯД: РЖД, похоже, окончательно решили дать зеленый свет запуску на свои линии двухэтажных пассажирских вагонов. Как вы относитесь к этой идее?
Евгений Алексеев: Положительно. Эксплуатация двухэтажных пассажирских вагонов – это достаточно распространенная в мире практика. В этом смысле  технические особенности их движения по железным дорогам России мало чем будут отличаться от зарубежных.

ВЗГЛЯД: В первую очередь подобные вагоны появятся на черноморском направлении, а также в Поволжье. Насколько оправдан подобный выбор маршрутов?
Е. А.: Разумеется, самый логичный шаг – начать эксплуатацию этих вагонов на самых пассажиронапряженных направлениях. А таким у нас всегда было направление Москва – Адлер. Поэтому выбор РЖД выглядит вполне оправданным.

ВЗГЛЯД: Но позвольте, а как же самое пассажироемкое направление России – трасса Петербург – Москва? Разве на ней не нужны двухэтажные вагоны?
#{image=436044}Е. А.: Смотрите. Несмотря на то что на направлении Москва – Санкт-Петербург большой пассажиропоток, из-за относительно небольшого расстояния между этими городами целесообразно развивать высокоскоростное движение, что и делается – например, тот же «Сапсан».

Скоростной поезд – это принципиально другой продукт. Его цель – перевезти пассажиров быстро, за малое время в пути. Поэтому спальные места там не нужны, как и сами двухэтажные вагоны со спальными местами.

Стоит отметить, что подобное раздельное применение разных видов подвижного состава на разных направлениях пассажирских перевозок в зависимости от расстояний, пассажиропотока и прочих факторов широко применяется в Европе, т. к. позволяет более эффективно использовать подвижной состав и более гибко реагировать на спрос.

ВЗГЛЯД: Но, быть может, стоит ввести двухэтажные пассажирские вагоны и в электричках, учитывая огромную давку, создающуюся по утрам и вечерам в пригородных поездах Петербурга и Москвы?
Е. А.: В целом двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком и на дальних расстояниях. Поэтому не стоит ждать применения этого вагона на всех направлениях.

«Вагоны будут безопасны»

ВЗГЛЯД: Давайте поговорим о технической стороне вопроса. Что будут представлять собой двухэтажные вагоны? Безопасны ли они?
Е. А.: С точки зрения пассажира, в вагоне будут стандартные четырехместные купе, только в двух уровнях. Всего в вагоне 64 места: восемь купе снизу и восемь – сверху. Таким образом, при одинаковой длине с одноэтажным можно перевезти большее число пассажиров: 64 вместо 36. Кроме того, в подобных вагонах будут более современные системы отопления, водоснабжения, кондиционирования, шумоизоляции.

ВЗГЛЯД: А будут ли подобные вагоны безопасны? Есть мнение, что их главный недостаток – это большая высота, которая увеличивает высоту центра тяжести вагона и, следовательно, его склонность к опрокидыванию...
Е. А.: Не сомневаюсь, что вагоны будут безопасны. И в этом смысле этажность вагона не ухудшает безопасность перевозки. Стоит отметить, что в России требования к безопасности пассажирских вагонов были и остаются одними из самых строгих во всем мире.

ВЗГЛЯД: Если двухэтажные вагоны – достаточно распространенная в мире практика, не проще бы было закупить их за рубежом?
Е. А.: Нет. Дело в том, что зарубежные образцы двухэтажных вагонов нам не подходят по техническим характеристикам. Да и покупать «готовые изделия» было бы нецелесообразно ни с экономической, ни с «политической» точки зрения.

Поэтому в конечном итоге тверские машиностроители и разработали собственный двухэтажный вагон. Первый вагон уже построен и был представлен в 2009 году на II международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Таким образом, вагоны будут выпускаться на Тверском вагоностроительном заводе в России.

ВЗГЛЯД: А какова примерная стоимость одного двухэтажного вагона?
Е. А.: Сейчас трудно сказать, на каком уровне будет находиться цена на двухэтажный вагон, т. к. цена зависит от множества факторов, и в первую очередь – от объёма основного заказа. В любом случае, цена на данный вид подвижного состава будет ниже зарубежных аналогов (ориентировочная стоимость западных двухэтажных вагонов производства компаний Transtech и Talgo составляет около 2 млн евро – прим. ред.).

Для справки:

Двухэтажные пассажирские вагоны появятся на наших железных дорогах уже в 2010 году. Производиться они будут Тверским вагоностроительным заводом (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») совместно с французской компанией Alstom. На предприятии уже создан опытный образец. Двухэтажные пассажирские вагоны предназначены для движения на скоростях до 160 километров в час. Базовая модель (вагон с четырехместными купе) рассчитана на 64 пассажиров, которые будут размещаться в 16 купе (по восемь на первом и втором этажах).

По сравнению с обычным одноэтажным вагоном пассажировместимость увеличена почти вдвое. В вагоне с двухместными купе (СВ) разместятся 30 пассажиров. Безопасностью станет управлять автоматическая система контроля. В коридорах повесят информационные электронные табло, показывающие местное время и температуру за окном. Из-за стандартной высоты туннелей и контактных проводов первый этаж в двухэтажном вагоне размещен значительно ниже, чем в обычном.

Текст: Вероника Кузнецова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?