Экономика

8 сентября 2010, 21:14

Евгений Алексеев: Этажность вагона не ухудшает безопасность

Фото: РИА "Новости"

«Двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком и на дальних расстояниях», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД эксперт Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев намерение РЖД запустить подобные вагоны на южных направлениях и в Поволжье.

В целом двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком

РЖД намерены ввести на самых загруженных направлениях составы с двухэтажными пассажирскими вагонами. Об этом в среду сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов.

По его словам, двухэтажные вагоны в первую очередь появятся на южных направлениях: от Москвы до Адлера, Сочи, Туапсе и других черноморских городов. Кроме того, двухэтажные вагоны будут ходить по маршрутам Москва – Саратов, Москва – Самара, Москва – Нижний Новгород.

Эксперт департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Алексеев рассказал газете ВЗГЛЯД о плюсах и минусах двухэтажных вагонов применительно к российским условиям.

«Выбор выглядит оправданным»

Евгений Алексеев полагает, что от введения в России двухэтажных вагонов железнодорожная система страны только выиграет (Фото: из личного архива Евгения Алексеева)

ВЗГЛЯД: РЖД, похоже, окончательно решили дать зеленый свет запуску на свои линии двухэтажных пассажирских вагонов. Как вы относитесь к этой идее?
Евгений Алексеев: Положительно. Эксплуатация двухэтажных пассажирских вагонов – это достаточно распространенная в мире практика. В этом смысле  технические особенности их движения по железным дорогам России мало чем будут отличаться от зарубежных.

ВЗГЛЯД: В первую очередь подобные вагоны появятся на черноморском направлении, а также в Поволжье. Насколько оправдан подобный выбор маршрутов?
Е. А.: Разумеется, самый логичный шаг – начать эксплуатацию этих вагонов на самых пассажиронапряженных направлениях. А таким у нас всегда было направление Москва – Адлер. Поэтому выбор РЖД выглядит вполне оправданным.

ВЗГЛЯД: Но позвольте, а как же самое пассажироемкое направление России – трасса Петербург – Москва? Разве на ней не нужны двухэтажные вагоны?
#{image=436044}Е. А.: Смотрите. Несмотря на то что на направлении Москва – Санкт-Петербург большой пассажиропоток, из-за относительно небольшого расстояния между этими городами целесообразно развивать высокоскоростное движение, что и делается – например, тот же «Сапсан».

Скоростной поезд – это принципиально другой продукт. Его цель – перевезти пассажиров быстро, за малое время в пути. Поэтому спальные места там не нужны, как и сами двухэтажные вагоны со спальными местами.

Стоит отметить, что подобное раздельное применение разных видов подвижного состава на разных направлениях пассажирских перевозок в зависимости от расстояний, пассажиропотока и прочих факторов широко применяется в Европе, т. к. позволяет более эффективно использовать подвижной состав и более гибко реагировать на спрос.

ВЗГЛЯД: Но, быть может, стоит ввести двухэтажные пассажирские вагоны и в электричках, учитывая огромную давку, создающуюся по утрам и вечерам в пригородных поездах Петербурга и Москвы?
Е. А.: В целом двухэтажные вагоны целесообразно применять только на направлениях с большим пассажиропотоком и на дальних расстояниях. Поэтому не стоит ждать применения этого вагона на всех направлениях.

«Вагоны будут безопасны»

ВЗГЛЯД: Давайте поговорим о технической стороне вопроса. Что будут представлять собой двухэтажные вагоны? Безопасны ли они?
Е. А.: С точки зрения пассажира, в вагоне будут стандартные четырехместные купе, только в двух уровнях. Всего в вагоне 64 места: восемь купе снизу и восемь – сверху. Таким образом, при одинаковой длине с одноэтажным можно перевезти большее число пассажиров: 64 вместо 36. Кроме того, в подобных вагонах будут более современные системы отопления, водоснабжения, кондиционирования, шумоизоляции.

ВЗГЛЯД: А будут ли подобные вагоны безопасны? Есть мнение, что их главный недостаток – это большая высота, которая увеличивает высоту центра тяжести вагона и, следовательно, его склонность к опрокидыванию...
Е. А.: Не сомневаюсь, что вагоны будут безопасны. И в этом смысле этажность вагона не ухудшает безопасность перевозки. Стоит отметить, что в России требования к безопасности пассажирских вагонов были и остаются одними из самых строгих во всем мире.

ВЗГЛЯД: Если двухэтажные вагоны – достаточно распространенная в мире практика, не проще бы было закупить их за рубежом?
Е. А.: Нет. Дело в том, что зарубежные образцы двухэтажных вагонов нам не подходят по техническим характеристикам. Да и покупать «готовые изделия» было бы нецелесообразно ни с экономической, ни с «политической» точки зрения.

Поэтому в конечном итоге тверские машиностроители и разработали собственный двухэтажный вагон. Первый вагон уже построен и был представлен в 2009 году на II международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Таким образом, вагоны будут выпускаться на Тверском вагоностроительном заводе в России.

ВЗГЛЯД: А какова примерная стоимость одного двухэтажного вагона?
Е. А.: Сейчас трудно сказать, на каком уровне будет находиться цена на двухэтажный вагон, т. к. цена зависит от множества факторов, и в первую очередь – от объёма основного заказа. В любом случае, цена на данный вид подвижного состава будет ниже зарубежных аналогов (ориентировочная стоимость западных двухэтажных вагонов производства компаний Transtech и Talgo составляет около 2 млн евро – прим. ред.).

Для справки:

Двухэтажные пассажирские вагоны появятся на наших железных дорогах уже в 2010 году. Производиться они будут Тверским вагоностроительным заводом (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») совместно с французской компанией Alstom. На предприятии уже создан опытный образец. Двухэтажные пассажирские вагоны предназначены для движения на скоростях до 160 километров в час. Базовая модель (вагон с четырехместными купе) рассчитана на 64 пассажиров, которые будут размещаться в 16 купе (по восемь на первом и втором этажах).

По сравнению с обычным одноэтажным вагоном пассажировместимость увеличена почти вдвое. В вагоне с двухместными купе (СВ) разместятся 30 пассажиров. Безопасностью станет управлять автоматическая система контроля. В коридорах повесят информационные электронные табло, показывающие местное время и температуру за окном. Из-за стандартной высоты туннелей и контактных проводов первый этаж в двухэтажном вагоне размещен значительно ниже, чем в обычном.

Текст: Вероника Кузнецова

Вам может быть интересно

Власти Ирана подтвердили гибель Раиси
Темы дня

Глобальный Юг перечеркнул формулу Зеленского

Все новые страны мира заявляют о неучастии в конференции по Украине в Швейцарии. Власти России уже многократно указывали на бессмысленность этого мероприятия. Уже известно, что проукраинское собрание в Швейцарии проигнорирует большинство стран БРИКС и ведущих держав Глобального Юга. Почему глобально провалилась «формула мира» Зеленского и что это значит для Запада?

Что будет с Зеленским после потери легитимности

20 мая – последний день срока полномочий Владимира Зеленского в качестве бесспорно законного президента Украины. Глава киевского режима становится человеком, чья власть и решения отныне могут быть поставлены под сомнение. «Запад после 20 мая получает еще более покорного человека», говорят о судьбе Зеленского эксперты и объясняют, что с ним будет теперь.

Путин распорядился направить помощь для поиска президента Ирана

Эксперт: Ходорковский намерено разгоняет панику вокруг Харькова и Одессы

Фьюри раскритиковал судей после поражения от Усика

Новости

Президент Ирана погиб при крушении вертолета

Президент Ирана Эбрахим Раиси и все остальные члены делегации погибли в результате крушения вертолета, передает агентство Mehr.

Стало известно о состоянии здоровья Фицо

Состояние премьер-министра Словакии Роберта Фицо не вызывает опасений, сообщило агентство Reuters со ссылкой на вице-премьера и министра обороны республики Роберта Калиняка.

В Раде назвали украинского «руководителя фронта» преступником

Командующий объединенными силами ВСУ – «новый руководитель фронта» – генерал Юрий Содоль является преступником, заявила зампредседателя комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая.

Нуланд назвала Харьков «российским городом»

Экс-замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд в интервью телеканалу ABC News назвала Харьков «российским городом».

Политолог: Диалог России и КНДР выходит на новый уровень

Россия готова к качественному улучшению отношений с КНДР. За последнее время сотрудничество между нашими странами значительно усилилось. От визита Владимира Путина в Пхеньян стоит ожидать большое число экономических и дипломатических прорывов, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Станислав Ткаченко. Ранее в Кремле заявили о подготовке к визиту президента России в Северную Корею.

Путин провел совещание по инциденту с вертолетом Раиси

Президент России Владимир Путин провел совещание с руководством оборонного сектора и сектора безопасности в связи с падением вертолета иранского президента Эбрахима Раиси, сообщил посол Ирана в Москве Казем Джалали.

Российские войска продолжили наступление в Харьковской области

Подразделения группировки российских войск «Север» продолжают продвижение в глубину обороны Вооруженных сил Украины (ВСУ), сообщили в Минобороны РФ.

Самолет наехал на человека в аэропорту Екатеринбурга

Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» во время руления в екатеринбургском аэропорту Кольцово наехал на техника, мужчина госпитализирован с травмой ноги, сообщает пресс-служба Уральской транспортной прокуратуры.

Израиль непублично заверил в непричастности к падению вертолета Раиси

Израиль непублично дал понять другим странам, что «не имеет никакого отношения» к падению вертолета президента Ирана Эбрахима Раиси, сообщили израильские СМИ.

Мадрид отозвал посла в Аргентине из-за слов Милея о жене премьера Испании

После того, как президент Аргентины Хавьер Милей обвинил жену премьера Испании Педро Санчеса Бегунью Гомес в «коррумпированности», Мадрид отозвал посла в Буэнос-Айресе, сообщил глава МИД Испании Хосе Мануэль Альбарес.

Стала известна модель разбившегося в Иране вертолета

Разбившимся на северо-западе Ирана вертолетом, на котором летели президент Ирана Эбрахим Раиси и глава МИД исламской республики Хосейн Амир Абдоллахиян, был американский Bell 212, сообщило агентство Tasnim.

Бегущих от мобилизации украинцев попытались запугать медведями

Украинские «туристы», которые бегут за границу, оставляют вещи в лесах на границе с Румынией, в том числе еду, из-за этого на маршрутах появилось много медведей, заявила госпогранслужба Украины. Прежде уклонистов пугали стаями волков.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?