Развернуть нефтепровод
Перед нами стоит задача в конце октября – начале ноября этого года сделать пробную прокачку нефти в аверсном режиме в объеме 80 тысяч тонн
Белоруссия и Украина готовят частичный ареверс нефтепровода «Дружба» для приема венесуэльской нефти. Об этом со ссылкой на первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко сообщает ИА БЕЛТА.
Украинские и белорусские специалисты (Белнефтехим) уже отработали необходимые технические моменты, проводится обвязка насосных станций по всему маршруту нефтепровода Одесса – Броды и участку нефтепровода «Дружба», который идет до Мозырского НПЗ.
«Перед нами стоит задача в конце октября – начале ноября этого года сделать пробную прокачку нефти в аверсном режиме в объеме 80 тысяч тонн», – заявил Семашко.
Экономия от трубопроводной схемы поставок по сравнению с применяемой сейчас железнодорожной составит 25–30 долларов за тонну.
«Нами подписаны соответствующие документы, согласно которым прокачка венесуэльской нефти, если не с декабря этого года, то с января 2011-го будет осуществляться именно по нефтепроводу Одесса – Броды. Это даст нам возможность полностью отказаться от транспортировки нефти железнодорожным транспортом», – заметил белорусский чиновник.
У России не спросили
Украинские официальные лица также говорят об этих планах, хотя и не приводят технических подробностей. В частности, ранее на этой неделе министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил, что в ноябре Украина осуществит тестовую прокачку партии венесуэльской нефти в направлении Белоруссии по нефтепроводам «Дружба» и Одесса – Броды.
В украинской трубопроводной монополии «Укртранснафта» (является оператором трубопровода Одесса – Броды) подтвердили, что для прокачки нефти из Одессы потребуется частичный реверс «Дружбы», уточнив, что контракт еще не подписан. «Пока идут консультации с белорусской стороной и еще рано говорить о каких-то деталях – время еще есть», – приводит слова представителя компании Reuters.
Между тем у российского оператора единой трубопроводной системы – компании «Транснефть» – информации о планах украинской стороны нет. «Нас никто в известность не ставил, мы узнали об этом из прессы», – заявил агентству пресс-секретарь Транснефти Игорь Демин.
Двойной маршрут
Для справки: «Дружба» – это крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
В систему входит 8,9 тыс. километров трубопроводов, резервуарные парки вмещают 1,5 млн кубометров нефти.
#{smallinfographicleft=266262}По южной ветке «Дружбы» Россия экспортирует нефть марки Urals через территорию Белоруссии и Украины в Чехию, Словакию, Венгрию, а также в Боснию и Герцеговину. По ответвлению от «Дружбы» в Бродах идут поставки сырья на Одесский НПЗ, принадлежащий ЛУКОЙЛу, а также в экспортный порт Южный.
Reuters отмечает, что маршрут Броды – Одесса существенно недозагружен: российские нефтяники предпочитают более эффективные направления, тем более экспортных трубопроводных мощностей более чем достаточно.
Если венесуэльская нефть пойдет по этому маршруту, то экспорт российской нефти на Одесский НПЗ, так же как и экспорт из порта Южный, будет попросту перекрыт. Дело в том, что на маршруте проложена только одна нитка трубопровода: перекачка российского и венесуэльского сортов во встречных направлениях представляется технически сложной и дорогостоящей операцией.
Чисто теоретически они просто могут, ни у кого не спрашивая, в том числе и у России, взять и развернуть нефтяной поток
Что касается участка нефтепровода «Дружба» Мозырь – Броды, то здесь проходит две параллельные трубы диаметром 700 миллиметров. Совокупная пропускная способность труб – порядка 80 тыс. тонн в сутки, это около 29 млн тонн нефти в год в аверсном режиме.
Одна из этих труб с началом прокачки нефти из Одессы в Белоруссию будет запущена в аверсном режиме. В результате мощность прокачки нефти в Европу на данном участке упадет до 14,5 млн тонн в год, тогда как транзит по нему российского сорта Urals в 2009 году составил 17,3 млн тонн.
Украина ранее заявляла, что в 2011 году намерена транспортировать 9 млн тонн венесуэльской нефти в направлении НПЗ Белоруссии, и этот объем позволит использовать нефтепровод Одесса – Броды в аверсном режиме.
Пострадавшая сторона
Если Украина и Белоруссия осуществят свои планы, то пострадает от этого прежде всего ЛУКОЙЛ, считает аналитик Rye Man & Gor Securities Константин Юминов.
«Сейчас нефть до Одесского НПЗ ЛУКОЙЛа идет по маршруту Броды – Одесса. Если трубопровод развернут и венесуэльская нефть пойдет из одесского порта в Броды и дальше через Украину в Белоруссию, то тогда российская нефть не будет доходить до Одесского НПЗ. Вся переработка там встанет и затраты на транспортировку возрастут», – рассуждает эксперт.
По словам аналитика, главный вопрос в том, на какой срок Белоруссия и Украина договорятся развернуть нефтепровод.
Чисто теоретически они просто могут, ни у кого не спрашивая, в том числе и у России, взять и развернуть нефтяной поток куда им нужно, говорит Юминов. Дело в том, что Транснефть выступает только как поставщик нефти. «Та часть нефтепровода, которая идет по украинской территории, принадлежит Украине, та часть, которая идет по территории Белоруссии, принадлежит Белоруссии», – поясняет Юминов.
Между тем обладателем контракта на использование нефтепровода Одесса – Броды является компания ТНК BP. Вопрос в том, как Киев и Минск поступят с ТНК BP и с российской нефтью, которая сейчас течет по «Дружбе».
Гендиректор международного трубопроводного предприятия «Сарматия» Сергей Скрипка считает, что украинские власти для начала поставок венесуэльской нефти по трубопроводу Одесса – Броды в Белоруссию расторгнут контракт с российско-британской компанией о реверсном использовании нефтепровода.
При этом эксперт называет технологически невозможным временную пробную прокачку венесуэльской нефти через Одесса – Броды с сохранением российских поставок в противоположном направлении.
«Пробную прокачку можно будет сделать лишь после того, как будет принято решение о возвращении к аверсному использованию. Это будет одновременно с расторжением контракта на реверс», – приводит его слова УНИАН.
По мнению Скрипки, основанием для немедленного расторжения контракта может быть невыполнение ТНК-ВР его условий. Точных данных об объемах перекачанной нефти из Брод в Одессу в 2010 году у эксперта нет, однако он предполагает, ТНК-ВР не прокачает по итогам года по меньшей мере 9 млн тонн нефти, как это предусмотрено контрактом.