О намерении ввести систему компенсаций заявил президент РЖД Владимир Якунин. Деньги будут возвращаться в случае, если поезд задержался по вине самого перевозчика.
#{image=336888}«В случае, если по любой вине «Сапсан» задерживается (естественно, если форс-мажор, то это не рассматривается): что-то происходит на инфраструктуре, в энергоснабжении, то мы будем компенсировать», – пояснил Якунин, цитирует РИА Новости.
Говоря о системе оплаты компенсации, Якунин сообщил, что деньги можно получить либо в кассе, либо средства будут перечислены прямо на банковскую карточку, если билет был куплен по электронной системе.
Отметим, что тема введения компенсации за опоздание «Сапсана» поднималась еще в июле этого года. Причем тогда сам Якунин обмолвился о размере компенсации.
«Я дал поручение проработать вариант, при котором 30–минутная задержка «Сапсана» влечет за собой до 100% возмещения стоимости билета», – сказал тогда Владимир Якунин.
Он подчеркнул, что люди платят деньги за то, чтобы приезжать вовремя на скором поезде. «Я не знаю, будет ли это 100-процентное возмещение или 50%. Это должно решить правление», – сказал глава РЖД.
Отметим, что задержки высокоскоростного поезда уже были. Так, в декабре прошлого года поезд, направлявшийся из Москвы в Петербург, задержался на 37 минут. Причиной была указана проблема с электроснабжением в Московской области.
В марте «Сапсан» опоздал на целый час из-за обрыва проводов, ситуация повторилась в апреле, правда, официальной причиной задержки были названы плановые путевые работы.
Отметим, что по правилам оказания услуг пассажирам на железнодорожном транспорте России, принятым еще в 2005 году, пассажиры могут получить компенсацию за опоздание даже обычного поезда. Правда, сумма компенсации смехотворна: всего 3% от стоимости билета за каждый час опоздания или задержки отправления поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на час в расчет не принимается.
Что не скажешь про Европу, где суммы компенсации вменяемые. Так, по новым правилам перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте, вступившим в действие в странах ЕС с 2009 года, пассажир имеет право получить обратно 25% стоимости билета, если поезд опоздал более чем на час. В случае двухчасовой задержки компенсация возрастает до 50%. Причем минимальная величина компенсации составляет 4 евро.
«В Швеции при значительном опоздании (например, задержка в 20 минут при общем времени в пути не более часа) возвращается полная стоимость билета. В Германии подобные компенсации за опоздание поездов дальнего следования могут составлять до 25% стоимости билета, при этом также исключаются компенсации в случае задержек не по вине железнодорожников», – комментирует старший юрист юридической компании «Налоговик» Павел Ларин.
При этом задержки чаще всего происходят по вине самого перевозчика. «По статистике из-за независящих от железнодорожников обстоятельств (например, непогоды и самоубийств) происходит не менее трети всех случаев задержки поездов», – комментирует Павел Ларин.
Правда, эксперт подчеркивает, что известные случаи опоздания «Сапсана» произошли по независящим от перевозчика обстоятельствам: непогода, посторонние предметы на путях следования и так далее.
Напомним, что «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства «Сименс транспортные системы», который способен разгоняться до 250 км/ч. Первый поезд был пущен по маршруту Москва – Петербург в декабре 2009 года. Время в пути составляет 3 часа 45 минут. В конце июля «Сапсан» запустили между Москвой и Нижним Новгородом. По статистике, в период по 31 августа услугами «Сапсана» воспользовались 1,12 млн пассажиров.