Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E., который в России проходит уже в 14-й раз, намеренно не включает в программу ни экспортных режиссеров вроде Маттео Гарроне, Паоло Соррентино и Микеланджело Фраммартино, ни ретроспективы классиков. Первых можно увидеть на других киносмотрах (Фраммартино, например, – победитель последнего московского фестиваля «Завтра/2morrow»), для вторых просто нет места.
Что бы там ни происходило с итальянским кино, семья в нем по-прежнему остается главным действующим лицом
Цель организаторов N.I.C.E. – показать работы авторов, которые дебютировали в режиссуре относительно недавно, но при этом уже добились успеха. Особое внимание уделяют и жанровому разнообразию: в программе непременно должны быть представлены и драма, и комедия, и мелодрама, и роуд-муви. Жесткие принципы отбора рождают определенный дисбаланс. Это не та картина кинематографической Италии, которую видят критики на международных кинофестивалях, но она куда ближе к той, что лицезреют в кинотеатрах сами итальянцы. Именно поэтому в программе почти никогда не бывает победителей Канна или Венеции, но зато часто встречаются лауреаты «Давида ди Донателло» – главной итальянской кинопремии.
В этом году таких фильмов сразу два. «Первое прекрасное» Паоло Вирдзи – ретродрама о воссоединении семьи, получившая в 2010-м награды за лучший сценарий и лучшую мужскую и женскую роли. Несмотря на то, что речь идет о довольно большом семействе, все в этом фильме вращается вокруг матери – писаной красавицы, с первого взгляда покоряющей всех мужчин. Действие развивается в настоящем, где сын – мизантроп и наркоман – приезжает к ней в хоспис, чтобы проститься, и в прошлом, в воспоминаниях героев. Судьба матери похожа на судьбу Малены из фильма Торнаторе: это сильная женщина, вынужденная постоянно сдавать себя в аренду слабым и безвольным мужикам и при этом еще воевать с провинциальными предрассудками и завистью. Героиню в молодости играет потрясающая итальянка Микаэла Рамазотти (она и получила приз за лучшую женскую роль), героиню в старости – Стефания Сандрелли, звезда «Развода по-итальянски» и «Конформиста».
Картина «Тот, кто придет» удостоилась главной итальянской кинопремии – «Давида ди Донателло» – в номинации «Фильм года» (фото: kino35mm.ru) |
Второй хит программы – «Тот, кто придет» Джорджо Диритти, картина, удостоенная «Давида ди Донателло» в номинации «Лучший фильм года». Это военная драма про Италию времен Второй мировой, сценарий основан на материалах, хранившихся в так называемом шкафу стыда. В этом шкафу в начале 1960-х итальянцы «временно архивировали» папки с материалами расследований нескольких тысяч случаев военных преступлений нацистов на территории страны, потому что не хотели портить отношения с Западной Германией. В конце 1990-х папки рассекретили, а оставшихся в живых участников судили.
В фильме история массового убийства в апеннинской общине Марцаботто, одного из самых страшных дел, показана глазами немой девочки Мартины. Сначала вся община живет пусть и не совсем обычной, но относительно спокойной жизнью: женщины смотрят за домом, мужчины работают на земле, при первых признаках появления самолетов первые с детьми и стариками бегут в церковь, вторые – в лес. В дома по очереди вламываются то немецкие солдаты, которых надо кормить, то воюющие с ними местные партизаны, которых надо укрывать. После очередной удачной партизанской операции терпение немцев кончается, и они приходят в деревню уже не за едой, а за ее жителями. Это очень мрачное и тяжелое кино, в котором даже у детей совсем взрослые глаза, а от количества убийств в какой-то момент начинаются нервные судороги. Итальянские зрители, тем не менее, от фильма были в восторге: в одном из миланских кинотеатров его демонстрировали полтора года без перерыва.
Для тех, кому больше интересна итальянская комедия, в программе есть картина «Свадьбы и прочие неприятности» – история о незамужней даме за сорок, которая в процессе подготовки торжества для сестры влюбляется в ее жениха. Для зрителей помладше – молодежная драма «Как хорошо, что ты есть», 17-летняя героиня которой после смерти родителей начинает дружить с любовницей отца, заводит парня, расстается с ним, ругается с новой подругой – в общем, взрослеет.
Не обходит итальянское кино и самую горячую в современной Европе тему мигрантов. В фильме «Столкновение цивилизаций в лифте, на площади Витторио» жильцы многонационального дома разгадывают тайну убийства, произошедшего в лифте, причем сначала все обвиняют друг друга. В какой-то момент один из героев начинает орать «Италия для итальянцев!» – кажется, терпимости в Старом Свете и правда становится все меньше.
Тему нелегальной иммиграции отчасти затрагивает и драма «Подними голову», в которой Серджо Кастеллито играет отца с предрассудками, ломающего жизнь своему единственному сыну. А в роуд-муви «Восемнадцать лет спустя» два брата отправляются в путешествие в Калабрию, чтобы доставить прах родителя на семейное кладбище. Что бы там ни происходило с итальянским кино, семья в нем по-прежнему остается главным действующим лицом.
В Петербурге фестиваль N.I.C.E. проходит до 12 марта в кинотеатрах «Родина» и «Художественный», в Москве – с 9 по 15 марта в кинотеатре «35 мм».