Сегодня, отмечая свой двадцатипятилетний юбилей, MTV фактически прощается с годами своей славы и процветания. Музыкальное телевидение не только не смогло затмить собой другие звезды - теперь оно само оказалось в роли жертвы.
Смерть в прямом эфире
TOTP можно назвать одной из колыбелей музыкального телевидения |
Шоу-долгожитель, стартовавшее еще в 1964 году и собиравшее в лучшие годы 15 миллионов зрителей, в последнее время пожинало исключительно плоды былой славы. И все же примечательно, что закрылось оно только прошедшим летом, в пору расцвета youtube.com и других сетевых видеосервисов.
Закрытие TOTP - лишь один из целой череды прецедентов по всему миру. Закрываются уже не только отдельные программы, но и целые каналы. Недавно было объявлено, что с 2007 года место немецкого музыкального канала VIVA2 займет канал комедийный. Примерно так же год назад немецкое MTV2 Pop сменил канал мультфильмов.
Да и оставшиеся в живых «центральные» каналы MTV все меньше оправдывают первую букву аббревиатуры. Объем собственно музыкального эфира сокращается практически во всех странах вещания, включая Россию. В первую очередь из эфира исчезают видеоклипы. Постепенно их вытесняют молодежные сериалы, игровые шоу, мультфильмы и новая чума XXI века – реклама рингтонов и мобильных «приколов».
Видеоклипы, оправдываются телевизионщики, перестали привлекать большую аудиторию и приносить достаточную прибыль. Причин называется несколько, например, общее обнищание музыкальной индустрии, сказывающееся на качестве клипов. Но главная проблема очевидна – ограниченное форматом музыкальное телевидение не выдерживает конкуренции с предельно гибким Интернетом.
Internet Killed the Video Star
Сервис YouTube.com начал свою работу как небольшое и недорогое предприятие |
Сервис YouTube.com начал свою работу в прошлом году как небольшое и недорогое предприятие, размещавшееся чуть ли не в гараже. Удобный и универсальный сервис по хранению и распространению видеофайлов появился в нужное время и в нужном месте. Всего за несколько месяцев работы YouTube обогнал по популярности всех своих конкурентов, включая My Space и Google Video .
Стоимость проекта за это время подскочила в разы. В октябре 2006 года Google, осознав тщетность конкуренции, купил YouTube за 1,65 миллиарда долларов. Хотя и это, как считают эксперты, неоправданно низкая сумма для проекта такого уровня.
Сейчас YouTube , как и My Space , достиг того статуса, когда он сам может рождать героев музыкальной сцены. Любительский клип трех немецких турок Grup Tekkan, размещенный на YouTube, в качестве прикола разошелся по многочисленным блогам и сайтам. Популярность трио не осталась без внимания музыкальных издателей – в рекордные сроки был выпущен сингл, сразу попавший в чартовую двадцатку.
Примерно в то время, когда Grup Tekkan записывали свою душещипательную балладу, американская группа OK Go работала над малобюджетным клипом на песню «A Million Ways» . Смета составила меньше десяти долларов – видео снимали на заднем дворе дома одного из участников, любительской хореографией занималась его сестра, камеру одолжили у знакомого.
Попав в Интернет, клип стал распространяться все тем же «вирусным» путем. Немалую роль в этом сыграл и YouTube. По данным менеджмента OK Go, «A Million Ways» стал самым скачиваемым музыкальным видео в истории Интернета и подарил группе целую армию поклонников. Следующий клип «Here It Goes Again» на одном только YouTube был просмотрен более семи миллионов раз.
Оценив размах явления, группу пригласили выступить на недавней церемонии MTV Video Music Awards – так музыкальное телевидение «прогнулось» под мир Интернета. Кстати, в тот вечер масла в огонь подлила и группа The Raconteurs, выступив с пародией на ту самую песню «Buggles». Текст, разумеется, был изменен на «Internet Killed the Video Star». Уже через пару дней запись выступления можно было посмотреть на YouTube .
Тварь дрожащая или право имеет
Саммер Редстоун председатель Viacom Inc |
Несмотря на бессмысленность последнего, компания Universal Music Group собирается бороться с YouTube и MySpace именно запретительными мерами, через суды. При этом представители компании бросаются странными аргументами вроде того, что MTV уже озолотилось за счет ротации артистов Universal на своих каналах, а теперь это хочет безнаказанно повторить YouTube.
Разумеется, легализация такого крупного видеосервиса, как YouTube, в том или ином виде неизбежна. Сейчас три из пяти клипов, размещенных пользователями на YouTube, нарушают права артистов и выпускающих компаний. И все же со стороны «Universal» было бы наивным полагать, что можно остановить надвигающийся переворот, запретив трансляцию клипов на паре сайтов, пусть и крупных.
Более дальновидной в этом вопросе кажется компания Warner Music, которая заключила партнерское соглашение с YouTube и позволила пользователям свободно распоряжаться клипами своих артистов, записями их выступлений, интервью и закулисными съемками. Warner в обмен на это получает часть рекламных отчислений, а также, что немаловажно, мощную площадку для раскрутки своих артистов. Та самая выгода, которую до сих пор не может оценить Universal.
Несмотря на текущие проблемы с урегулированием правовых вопросов, владельцы YouTube с оптимизмом смотрят в будущее и обещают, что через год на их сайте будут храниться все существующие видеоклипы. Становиться платным YouTube пока не собирается, однако вполне вероятно, что постепенно будет увеличен объем рекламы, в том числе и в самих клипах. Такая схема уже реализована на некоторых сетевых видеосервисах.
Тем временем музыкальное телевидение – прежде всего корпорация Viacom, владелец сетей MTV, – ищет надежные способы удержаться на плаву. Работа ведется в нескольких направлениях. Например, недавно начал свое вещание канал MTV Flux, созданный по образу и подобию сетевых видеосервисов. Сайт канала представляет собой виртуальное сообщество, члены которого могут среди прочего закачивать и выставлять на суд коллег свои клипы. Лучшие из них, получив одобрение сообщества, могут попасть в эфир телеканала.
Одновременно с этим Viacom скупает различные онлайн-сервисы, открыто заявляя о стремлении упрочить свои позиции в Интернете и удержать нынешнюю целевую аудиторию. Аналитики полагают, что и к YouTube у корпорации имеется особый интерес, хотя официальных сообщений на этот счет пока не было. Так или иначе, MTV и музыкальное телевидение в целом уже явно не будут такими, как раньше.
Впрочем, приведенные тенденции присущи скорее общемировому процессу и в данный момент касаются прежде всего Америки и Западной Европы. Российская музыкальная индустрия от американской и европейской отстает на несколько лет, и переориентацией на Интернет здесь пока не пахнет. Вожделенной площадкой для всех артистов по-прежнему остается эфир Первого канала.
Остается только надеяться, что отсутствие границ в интернет-пространстве поможет российским музыкантам сократить это отставание и влиться в общемировой процесс как можно быстрее.