До 2013 года в мире существовал ряд мест, с которыми либеральные экономисты связывали будущее оздоровление мирового хозяйства. Одно из них – Китай. За 2012 год он замедлил рост экономики, что все сильнее отражается на Европе. Север еврозоны был вторым местом надежд, что связывалось с могуществом немецкой экономики. Однако она начала все более сдавать позиции. Согласно данным ООН, в третьем квартале промышленное производство в ФРГ упало на 1,7%. Во Франции оно снизилось на 1,9%. Названные данные расходятся с правительственной статистикой, но они указывают на рост проблем в Европе.
Германия не вытянет Евросоюз из экономического кризиса
Ситуация во Франции не вызывает особенных споров. Ухудшения здесь уже видны, бюджетно-долговой кризис очевиден. Однако на Германию все еще продолжают возлагать безосновательные надежды. Они связаны, с одной стороны, со строительным сектором и рынком недвижимости, с другой – с продолжающимся ростом Китая. Замедление экономики КНР не может не означать сокращения спроса на промышленное оборудование и комплектующие, что будет отражаться на индустрии севера Евросоюза. На этом фоне положение на рынке недвижимости Германии очень важно.
Многие немецкие аналитики уверены: рост цен на жилье в ФРГ должен продолжаться. При сомнительности других инвестиций жилье кажется более надежным. Но дело даже не в этом. Самые низкие в немецкой истории ставки по ипотечным кредитам усиливают спрос. В Германии запущен механизм, который в 2007–2008 годах вызвал начало мирового экономического кризиса в США. Снижение ссудного процента до 2,5% не должно обманывать. При давлении сокращения мирового спроса на немецкую продукцию и еще большем снижении уровня реальной зарплаты стоит ожидать снижения активности на жилищном рынке. Падение на нем, видимо, неотвратимо.
Снижение цены ипотечного кредита в Германии, несмотря на рост цен в последние годы, маскирует слабость спроса. По сведениям финансовой службы консалтинговой компании FMH, эффективная процентная ставка по ипотечным кредитам в декабре 2012 года упала до 2,54%. Ранее, в тот же период 2011 года, она составляла 3,24%, тогда как в 2008 году размер ставки был 4,92%. Однако даже при дальнейшем снижении ставки можно ожидать рост проблем на рынке: кредиты могут перестать выдавать, как это делают в странах юга еврозоны. Пузырь на рынке недвижимости ФРГ уже существует. Неподъемность для многих трудящихся уже взятых кредитов (даже по самой скромной их цене) проявится в ближайшие годы.
Вложения капиталов в немецкую недвижимость и строительство имеют вполне кризисные причины. Вера бизнеса в Германию в 2010–2012 годах сопровождалась непониманием, куда же там можно инвестировать. В итоге строительный блок казался наиболее интересным. Созданные в индустрии мощности были достаточны, а сфера услуг не обещала роста при слабости потребителей внутри страны. В итоге большие надежды в Германии оказывались связаны с Китаем. От США бурного роста в 2011–2012 годах могли ожидать лишь самые наивные либеральные оптимисты.
Положение немецких трудящихся трудно назвать хорошим. Около 6,6 млн граждан страны – неплатежеспособные должники. Согласно расчетам финансового агентства Creditreform, на каждого человека в подобном положении приходится 33 тыс. евро долга, что никак нельзя назвать очень большой суммой. Но тем показательнее бедственное положение должников. В категорию несостоятельных должников в ФРГ заносят лиц, не способных за счет доходов погашать имеющийся кредит и не имеющих имущества, под которое можно было бы получить взаймы. Люди оказались в столь сложном положении не по причине необдуманности своих трат, а благодаря затруднениям в экономике.
Положение в национальном хозяйстве Германии далеко не так хорошо, как это может показаться со стороны. Экономический кризис присутствует в повседневной жизни немцев так же, как он давно уже разрушает привычный быт жителей юга ЕС. При этом в Германии велика скрытая безработица. Она маскируется благодаря тому, что до четверти граждан вынуждены работать за очень скромную плату и получать дотации, чтобы не умереть с голоду. В результате немцы во многих сегментах экономики выдавливают иммигрантов, у коих расходы могут быть больше, чем у коренных жителей. Доля «хороших рабочих мест» сокращается, тогда как короткие контракты и гибкий график работодатели предлагают все чаще.
Нельзя сказать, что финансовая стабилизация 2010 года и разгон Китая не повлияли на ситуацию в Германии. Она улучшилась по сравнению с 2008–2009 годами. Активизация кредитования тоже сыграла свою роль, как и оптимистический взгляд международных инвесторов на ФРГ. Однако это описание пройденного периода: в 2012 году Германия боролась на той грани кризиса, где не удержались Италия и Франция. Наряду с ипотечной системой негативную роль в Германии должны сыграть потребительские кредиты. Их более всего вынуждены брать молодые люди, чьи доходы не дотягивают до необходимого для выживания уровня. Вторая группа – это зрелые одинокие женщины. Вообще оплата труда женщин ФРГ ниже, чем мужчин. На таком фундаменте рынок недвижимости рано или поздно покажет минус и поможет обнажиться другим проблемам.
Германия не вытянет Евросоюз из экономического кризиса. Политический кризис жесткая «экономная» позиция Берлина лишь усиливает. Однако и надежды на то, что ФРГ сохранится в Европе как очаг роста, стабильности и новых перспектив стоит отправить в мусорную корзину.