Авторские колонки

17 июня 2012, 18:46

Дмитрий Соколов-Митрич: Ж. Д. Пупкин

Массовое сокращение пригородных электричек возымело закономерный эффект: пассажирские бунты входят в моду. Очередная буза случилась на прошлой неделе в безропотной Чувашии.

15 июня ровно в 20.10 на станции Чебоксары 40 человек, не поместившиеся в единственном вагоне поезда № 6505 Чебоксары – Канаш, перекрыли железнодорожные пути. Они просто сели на рельсы и в течение получаса не давали составу отправиться. После увещеваний и обещаний доставить их до места назначения автобусом горожане разблокировали движение. Обещание было выполнено, но проблема осталась.

Если завтра вдруг пригородные перевозки станут прибыльными, РЖД озаботится тем, что убыточными остались туалеты в электричке, выделит все сортиры в отдельную структуру и потребует дотаций у государства

Более серьезный инцидент случился ранее в Самарской области. Сотня доведенных до отчаяния пассажиров электрички Самара – Жигулевск на час перекрыли движение на железнодорожной магистрали в районе станции Пятилетка. Вместо обычного 10-вагонного состава здесь теперь работает четырехвагонный, а он заведомо неспособен вместить всех пассажиров. Сотрудники транспортной полиции вызвали ОМОН. Слава богу, до массовых столкновений не дошло: протестующие повозмущались и разошлись.

Кажется, нам, журналистам, пора вспоминать словосочетание «рельсовая война». Только на этот раз перекрывать железные дороги будут не мускулистые шахтеры, а наивные пенсионеры и просто хилые граждане, которых бить дубинкой по телу как-то совсем уж некошерно.

Чем больше погружаешься в суть проблемы, тем больше хочется стать Карлсоном, у которого есть индивидуальный пропеллер. Ситуация с пригородными перевозками сложилась безвыходная, и это результат изначально сомнительной государственной стратегии. Чебоксары, Пятилетка и прочие буйные станции и полустанки – следствие очередного приступа вульгарного реформирования железнодорожной отрасли.

Может быть, вы не заметили, но с 1 января 2011 года ОАО «РЖД» больше не является пригородным перевозчиком вообще. Теперь этим неблагодарным делом занимаются десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49 процентов акций, а 51 процент – местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом «Содружество», теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (читай, местные власти) способны оплатить. Сбылась мечта монополиста: больше не надо думать, как грамотно бороться с зайцами, и вообще – чрезмерно напрягать управленческую мысль. Отношения между регионалами и железнодорожниками теперь такие же, как между шофером и заказчиком на автобазе. Хочешь ехать – плати. Нет денег – иди пешком и как можно дальше.

Денег на полноценное пригородное сообщение у большинства регионов, естественно, нет. Особенно, учитывая тот факт, что тарифы на перевозки принимаются без их участия и предметом торга не являются. В Пермском крае, например, по новым ставкам электрички обойдутся местным властям в 2 миллиарда рублей – это больше, чем всему медперсоналу региональных государственных больниц.

Местные выкручиваются, как могут. До предела сокращают количество поездов и вагонов. Задерживают платежи – а то и вовсе отказываются платить. Результат – фактический демонтаж пригородного железнодорожного сообщения в масштабах страны и стремительно растущее социальное напряжение. В ОАО «РЖД» считают, что новая система – единственно возможная, но это логика менеджмента, который не желает ничего принципиально менять в самом себе. Да, пассажирские перевозки убыточны по определению, но убыточны по-разному, и есть много способов снизить издержки. В Германии, например, действует очень гибкая система пересадок: хочешь ехать быстро и дорого – садись на скоростной беспересадочный поезд. Хочешь медленно и дешево – покупай билет с одной, двумя, тремя пересадками на поезд, который тоже едет быстро, но заезжает в самые невостребованные уголки страны. В результате всем хорошо: и пассажирам, для которых деньги дороже времени, и железнодорожникам, которые таким образом загружают невостребованные направления, и государству, которое обеспечивает мобильность жителей всей страны.

У нас же естественный железнодорожный монополист живет и действует, как  вульгарный капиталистический крокодил: пожирает все, что приносит доходы, и выплевывает то, что приносит убытки. Если завтра вдруг пригородные перевозки станут прибыльными, РЖД озаботится тем, что убыточными остались туалеты в электричке, выделит все сортиры в отдельную структуру и потребует дотаций у государства. «Перекрестное субсидирование» заведомо воспринимается в РЖД как смертный грех. То обстоятельство, что железнодорожное сообщение – это не только бизнес, но и мощная социальная функция, в расчет не принимается.

Представьте себе, что рядовой гражданин  регистрирует два предприятия: Индивидуальный предприниматель Вася Пупкин и Отец Вася Пупкин. Второе предприятие, естественно, убыточно. Поэтому Индивидуальный предприниматель Вася Пупкин приходит в государственную контору и требует, чтобы его отцовские услуги оплачивались по тарифу. Ему возражают: Пупкин, да ты же неплохо зарабатываешь! А он отвечает: это зарабатывает индивидуальный предприниматель, а мы сейчас о моем отцовском бизнесе, неужели вы не видите разницу?

Логика капиталистического крокодила понятна. Не понятна логика государства. Национальная экономика – это все-таки не ларечный бизнес, и длина мысли в ней должна быть на порядок больше. Без мобильности населения говорить об экономическом развитии можно лишь в жанре народного фольклора. То, что пассажирские перевозки не приносят быстрой прибыли конкретной компании, еще не значит, что они не окупаются в результате мультиэффекта для всей экономики. Вырождение пригородных электричек аукнется тем, что миллионы граждан России совершат очень много нехороших поступков, за которые государству придется так или иначе расплачиваться. Например, люди пересядут на автотранспорт и тем самым уплотнят пробки и попортят дороги. Отцы и матери будут позже возвращаться домой, забудут про воспитание детей, в результате окрепнет и без того неслабое криминальное сообщество. А те, кого окончательно отрежут от больших городов, просто станут безработными, перестанут платить налоги и пойдут клянчить пособия в собес. Это что – не убытки?!

И это уже не говоря о политических издержках. Электрички, набитые битком злыми людьми, – очень хорошее средство распространения оппозиционных настроений среди «некреативного класса», который пока худо-бедно голосует за стабильность. А если завтра очередная сотня доведенных до гражданского бешенства пассажиров не захочет уходить с рельс даже под суровыми взглядами омоновцев – что прикажете делать? Бить дубинками стариков, детей и добропорядочных граждан среднего возраста? А если ОМОН откажется?

Осторожно, двери закрываются, следующая станция – конечная.

Вам может быть интересно

Бастрыкин оценил ущерб регионов России от обстрелов с Украины
Темы дня

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланса Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, он не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Трамп сообщил о резком разговоре с «евротройкой»

Захарова указала на безграмотность Каллас

Долина безоговорочно выполнила указания мошенников

Новости

Атака беспилотников помешала посадке 40 самолетов в аэропортах Москвы

Минувшей ночью свыше 40 рейсов перенаправили из Москвы в другие города из-за временных ограничений на прием воздушных судов.

Боевики в ЦАР просили Киев помочь совершить госпереворот

Боевики в Центрально-Африканской Республике обратились к Украине за помощью в организации попытки военного переворота в преддверии выборов, назначенных на 28 декабря, сообщил советник по безопасности президента ЦАР Фостен-Арканжа Туадера Дмитрий Подольский с позывным Салем.

Эстонский президент Карис заявил, что повзрослел в 67 лет

Президент Эстонии Алар Карис заявил в социальных сетях, что «внезапно повзрослел», и теперь больше не хочет «слушать глупцов», на данный момент главе эстонского государства 67 полных лет.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп задал вопрос о выборах президента на Украине

Владимиру Зеленскому необходимо реалистично оценивать возможности урегулирования украинского кризиса, заявил президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, отметив, что на Украине давно не было выборов президента.

ВС России начали зачистку Северска в ДНР

Всего 25% Северска Донецкой Народной Республики остаются под огневым контролем подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ), бойцы ВС России начали зачистку города, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Умер физик и создатель ядерного щита России Радий Илькаев

О смерти почётного гражданина Сарова, академика Российской академии наук, директора и научного руководителя Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Радия Илькаева сообщил 10 декабря глава города Саров Алексей Сафонов.

Politico: Бельгии грозит изоляция в ЕС за отказ изъять активы России

Бельгия рискует оказаться в изоляции внутри Евросоюза наряду с Венгрией, если не согласится на изъятие российских активов, сообщает Politico.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Украинские морские дроны атаковали танкер Dashan в Черном море

Украинские морские дроны Sea Baby атаковали танкер Dashan под флагом Коморских Островов в Черном море и повредили его, сообщило украинское издание «Страна.uа».

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а, значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов