Авторские колонки

3 августа 2008, 11:11

Екатерина Сальникова: Элит-поп

Прайм-тайм коммерческого телевидения доживает летнее очумение поп-культуры, получившее совершенно неадекватное название «Новая волна». Канал «Культура» дает высокое искусство – ретроспективу гениального Антониони.

И с тем, и с другим всё ясно, это абсолютные антиподы. Наши эстрадные шоу, вне зависимости от степени новизны, безнадежно и дурновкусно массовы. Антониони духовен и элитарен. Это две разные планеты, вращающиеся для двух практически не пересекающихся аудиторий.

В ночном же эфире на Первом действительно можно усмотреть новую волну – новую стилистику, которую я бы обозначила как элит-поп. «Городские пижоны» на Первом канале – это такой поп-снобизм, который то ли барометр нашей деградации, то ли свидетельство крупных перемен в структуре культурного пространства.

Быть современным человеком – это не поведенческая поза, это теперь спорт

Сидят три относительно молодых человека на диванчиках. Не так чтобы сильно звезды. Не так чтобы совсем рядовые. Среди них – Маргарита Брусницына, шеф-редактор проекта. Сидят и разговорами своими создают себе имидж людей, уважающих себя не за славу и не за деньги, а за наличие современного взгляда на вещи. Смотришь на них и понимаешь, что их позиция не совсем блеф.

Быть современным человеком – это не поведенческая поза, это теперь спорт. За настоящим надо бежать изо всех сил, чтобы от него не отставать.

Мир меняется очень быстро, без пауз между сменами декораций и настроений. Современность слишком быстро перестает быть современностью и уходит в ночь прошлого. А городские пижоны сидят, чтобы захватить ночь следующего дня.

Для многих «Секс в большом городе» – это всё еще до сих пор откровение. Даже для тех, кто его так и не собрался освоить хоть на бумаге, хоть в телеящике. Отвалите, старомодные господа. «Секс в большом городе» – это уже история, а не прикол и не мини-откровение. «Секс...» уходит в чистый жанр и уже не способен сказать о сиюминутном мире нечто сокровенное. А способен на это сериал «Любовницы». Вот где настоящая современность, вот где жизнь!

В таком вот духе идет поздневечерний треп. Обсуждается не уровень искусства и не степень наличия художественности. Обсуждается иерархия в сфере массовой культуры. И внутри массового нащупываются важные градации – отпето-безнадежно массовое, относительно массовое и массовые откровения. «Любовницы» – из разряда последних. «Секс...» в этом разряде тоже побывал, отметился и тут же выбыл. Посмотрим, сколько времени в этом разряде продержатся «Любовницы».

Что же получается? Толстые границы теперь проходят не между массовым и элитарным, не между высоким и низким, а между разными пластами тех явлений, которые эпохой ранее все скопом были бы причислены к обычной развлекухе. Но поскольку возник целый пласт людей, которые, кроме популярно-массового искусства, вообще не держат ничего в своем душевном активе, массовая продукция утрачивает альтернативный контекст. Ей нечего противопоставлять, ее не с чем даже сопоставлять. Не с «Ромео и Джульеттой» Шекспира же и не с «Городом женщин» Феллини сравнивать «Секс в большом городе». Популярное искусство начинает восприниматься как абсолютно полноценная и самодостаточная вселенная, которой никакая классика, никакие высокие шедевры не указ.

Но вся фишка в том, что политкорректный взгляд на развлекательное искусство родился уже после того, как сознание человечества побывало отравленным романами Толстого и Флобера, Томаса Манна и Хемингуэя, кинематографом Гриффита и Бертолуччи. И теперь те, для которых всё, что дальше «Секса в большом городе», вообще не актуально, предъявляют телесериалу требования, адекватные отнюдь не для массового видеозрелища. За что «Любовниц» поставили выше «Секса...»? За большую степень достоверности в отображении социальных обстоятельств и человеческой психологии. За то, что в «Любовницах» о современном мире сказано – или может прочитаться – больше, чем в «Сексе...», где слишком много дешевого позерства, ни к чему не относящегося юмора и жанровой придуманности.

Для многих «Секс в большом городе» – это всё еще до сих пор откровение (фото: sxc.hu)

А почему, собственно, телесериал последовательно должен нести в себе образ современности, такой, какая она есть? Так ведь больше нечему вроде как. Но разве у телеаудитории, пусть даже мнящей себя элитарной, есть душевные силы воспринимать этот образ современности без смягчающих абстракций, характерных для жанрового искусства? Выходит, что силы есть – накоплены за годы восприятия жанрового искусства, где в якобы современном антураже происходит нечто, весьма отдаленно напоминающее действительность, окружающую нас. Именно нас, людей без оружия, без связей в криминальной среде и не склонных к мелодраматическим эскападам.

Видимо, наступает эпоха потребности в реализме (то есть социальной этнографии) пополам с психологическими (то есть сексуальными) откровениями. Реализм с психологией понимается популярно. Но даже такое понимание ощущается как элитарный дар.

Обыкновенным вечером ТВ показывает поп для заурядных человеков толпы. А ночью ТВ показывает поп для незаурядных личностей из той же толпы или для тех, кто мнит себя такими личностями.

Британский телесериал «Любовницы», который сама Англия подает как альтернативу «Отчаянным домохозяйкам» и «Сексу...», – полезное зрелище во всех смыслах. Оно позволяет увидать состояние современного западного общества. Именно состояние – потому что «матерьяльного» реализма и достоверности в сериале всё равно немного. И именно современное. Хотя бы потому, что у одной из героинь семь лет назад во Всемирном торговом центре погиб муж. И она провела шесть лет одна в качестве неработающей матери с двумя дочками.

У этого чудного западного общества в целом есть одна большая нерешенная проблема – а все остальные проблемы худо-бедно решены. Эти остальные проблемы – из категории проблем выживания. Деньги есть, быт налажен, имеется даже работа и свободное от нее время для встречи с подругами. «Любовницы» ласкают взор широкими и уютными интерьерами рядовых граждан, а вернее – гражданок. Офисы тоже хорошо оборудованы, и камеры нежно юлят вокруг всяких столиков и перегородочек. Просто какой-то офисный видеовальс.

А шмотки на героинях – мечта. Все одеты очень интеллигентно, женственно и неброско – словно ни минуты не старались одеться так, а натянули на себя что-то случайно выпавшее из шкафа. Эх, кабы все англичанки, равно как и американки, так одевались. Только отсюда, изо все еще наивной России, можно принять этих героинь за более-менее типичных современных тамошних женщин.

С небрежного изящества костюмов и женственных манер всей четверки реализм начинает заканчиваться.

То, что подруги только и делают, что хронически встречаются и откровенно обсуждают свои проблемы, только и делают, что думают о любви, сексе, человеческих интимных отношениях и прочих штуках в этом роде, – это уже чистый жанр. Он не лезет в глаза, поскольку актрисы играют прилично, и играют реальных людей, а не загримированных супервумен, и даже амбиций сверхчеловеческих не таят, – такова английская школа, которая на фоне засилия голливудской всегда производит впечатление почти натурализма. И снято, опять же, в стиле небрежной такой, незамысловатой достоверности, с рваными эпизодиками без начала и конца, с быстрым скачущим монтажом, улавливающим городские ритмы...

Эстетика «Любовниц» акцентирует элементы и иллюзии правдоподобия. Структура же сериала остается всего-навсего структурой сериала, да к тому же сериала женского.

Дело спасает большая нерешенная проблема современной Европы – зачем жить, чем для себя и из себя заполнять жизнь, от чего получать удовольствие, если уж получать. Героини задаются ежеминутно этой проблемой, так сказать, по должности и по условности. Они должны держать внимание аудитории чем-то для всех женщин актуальным. Таков жанр.

Однако культурное подсознание туманного Альбиона знает, насколько сейчас актуальна эта жанровая условность, эта дань вечным традициям драматической структуры. Поэтому самые удачные линии и моменты связаны именно с внутренними поисками скрытого содержания жизни, которое персонажи хотели бы ощутить, хотели бы узнать, сделать своим биографическим опытом. Ведь явленного и ясного содержания у жизни персонажей просто нет.

Сын умершего от неизлечимой болезни пациента одной из героинь, Кэти, маниакально ищет любовницу своего отца. Он больше ничем не занят, ему нечем более жить. Он смотрит на мир безнадежным взглядом, как будто пребывает в пожизненном заключении. Клиентка другой героини собирается устраивать себе лесбийскую свадьбу – и таким же унылым взглядом обводит очередные красоты замков и ландшафтов, которые ей предлагаются в виде антуража для принесения обета верности. Не нравятся ей все эти красоты – но продолжает ей хотеться именно каких-то незаурядных смыслообразующих красот.

И молодой человек, и девушка всего лишь маются дурью с точки зрения людей, не решивших проблемы выживания. А с точки зрения британской загадочной души на современном этапе – эти персонажи ищут и не верят в то, что найдут в окружающем мире правду об этом мире и правду о своем душевном настроении. В себе тут никто ничего не ищет – и миф о любви англичан к одиночеству тихо отмирает.

«Любовницы» посвящены тому состоянию общественного человека, когда он уже разучился погружаться внутрь своего «я». Ищут только вовне и постоянно натыкаются на других таких же потерянных людей. Хроническая обоюдная неловкость в общении Труди, матери двоих детей, и ее нового знакомого Ричарда – больше чем затянувшийся прием. Это неброская метафора тщетных попыток решить основную проблему бытия с помощью похожих, аналогично мающихся бедолаг.

Говорят, в следующих сериях будут откровенные лесбийские сцены. Да и всяких гетеросексуальных поцелуев и объятий в сериале имеется умеренное количество. Но, по большому счету, это сериал совсем не про секс в каком-либо городе. Это сериал про то, что современная любовь или ее подобия – как и дружба или ее подобия – возникают от пустоты бытия, от незаполненности текущей жизни ничем существенным. От смутного чувства бессмысленности, содержательной опустошенности настоящего. Что происходит в стране и вообще где они все живут, из самой ткани киноповествования «Любовниц» не ясно. Нечему переливаться в приватный мир из мира большого социума.

Не будучи полноценным искусством, такие сериалы, как «Любовницы», оказываются видеопробирками с общественными настроениями. Попадая в программу «Городских пижонов», подобная телепродукция формирует моду на прислушивание к непроизвольным душевным шевелениям, характеризующим современность. Иногда кажется, что четыре подруги из британского сериала живут и совершают поступки для того, чтобы потом было, о чем поговорить друг с другом. Тогда сам сериал «Любовницы», несомненно, существует для того, чтобы было удобнее обсуждать современный мир.

Вам может быть интересно

В России впервые вынесли штраф за поиск экстремистских материалов
Темы дня

США создают у границ России крупное разведывательное сообщество

Впервые в истории Япония создаст крупное самостоятельное разведывательное ведомство – условное «японское ЦРУ». Почему японские разведслужбы в последние десятилетия не отличались значительной эффективностью, как будет выглядеть и работать новая структура и почему перед нами настоящий вызов для контрразведки России?

Попытка Европы дотянуться до «Турецкого потока» провалилась

Европа пытается добраться до единственного оставшегося газопровода, который качает газ из России. Речь идет о «Турецком потоке». Физически недружественным странам дотянуться до него тяжело, потому что сам газопровод не заходит на европейскую территорию, а морскую часть оберегает Анкара. Поэтому Европа пытается давить юридически. Как Венгрия и Турция помогли управляющей компании «Турецкого потока» избежать ареста активов?

Вашингтон предложил создать демилитаризованную зону на Украине

В Москве высмеяли заявление Мельника о «дырке от бублика»

Юрист рассказал о шансах Долиной избежать ответственности за неуплату налогов

Новости

Кравцов возложил ответственность за списывание заданий из интернета на родителей

Ответственность за списывание домашнего задания в интернете или при помощи технологий искусственного интеллекта лежит на родителях, заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

В РКК выступили против онлайн-курсов первой помощи

Председатель Российского Красного Креста ( РКК) Павел Савчук выступил против онлайн-курсов обучения первой помощи и подчеркнул необходимость очной практики для формирования устойчивых навыков их оказания.

Российские войска приступили к зачистке Светлого и Гришино в ДНР

Подразделения группировки «Центр» продолжают уничтожение окруженных формирований ВСУ в микрорайонах Восточный и Западный в Димитрове, а также ведут зачистку Светлого и Гришино в Донецкой народной республике, сообщили в Минобороны.

Названы даты последнего звонка и выпускного в 2026 году

В российских школах последний звонок в 2026 году пройдет 26 мая, а выпускные вечера намечены на 27 июня с обязательным исполнением гимна и поднятием флага, сообщило Минпросвещения.

Российский «Лего» запустил самую масштабную серию конструкторов

Российский бренд РУБРИК представил проект «Самая большая страна», который воспроизводит в конструкторах инфраструктуру и достопримечательности регионов России, деятельность предприятий и министерств.

Лавров: Россия готова ответить на враждебность Европы

Россия готова ответить на любые враждебные действия Европы, включая размещение иностранных воинских контингентов на Украине и экспроприацию российских активов, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления в Совете Федерации.

Путин присвоил Абдразакову звание народного артиста России

Певцу и художественному руководителю Севастопольского театра оперы и балета Ильдару Абдразакову присвоено звание народного артиста России.

В ЦАР боевики начали использовать дроны против российских инструкторов

Боевики начали использовать беспилотники, чтобы проводить разведку и сбрасывать боеприпасы на базы российских инструкторов в Центрально-Африканской Республике, сообщил советник по безопасности президента РФ Дмитрий Подольский.

Politico: У НАТО нет планов на случай выхода США из альянса

НАТО не разрабатывало планы на случай выхода Соединенных Штатов, несмотря на ключевую роль Вашингтона в альянсе, сообщает газета Politico со ссылкой на трех дипломатов из военного блока.

Эрмитаж потребовал с севшего на трон Павла I посетителя более 840 тыс. рублей

Государственный Эрмитаж через суд потребовал компенсацию за повреждение трона магистра Мальтийского ордена конца XVIII века, принадлежавшего императору Павлу I; посетитель Александр Дробышев повредил конструкцию, когда сел на нее.

Путин принял президента Индонезии в Кремле

В Кремле стартовали переговоры между президентом Владимиром Путиным и президентом Индонезии Прабово Субианто, где обсуждается развитие стратегического партнерства и текущие международные вопросы, сообщили в Кремле.

Мигранты вынудили премьеров Британии и Дании пересмотреть права человека

Премьер-министры Дании и Британии Метте Фредериксен и Кир Стармер призвали к реформе Европейской конвенции по правам человека, указав на необходимость обновления системы предоставления убежища на фоне новых миграционных вызовов.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов