Итак, к малоизвестной ведущей на малоизвестную радиопередачу пришла Ксения Собчак. Малоизвестная ведущая, видимо, была смертельно оскорблена желанием Ксении побеседовать. А может, просто хотела, как она говорит, «приложить» свою гостью. Передача ведь называется «Культ личности» – вот этот культ и было решено разоблачить.
Собственно, с этой новости Гордон и начала. «Как-то я Вас очень конкретно приложила, потому что, с этической точки зрения и с точки зрения воспитания, Вы мне не близки» – примерно так поздоровалась воспитанная и этичная ведущая со своей гостьей.
Дальнейшее известно. Гостья одной ответной фразой – «Знаете, в чем трагедия? Что Вы меня приложили, а я этого даже не заметила. А если б я Вас приложила, поверьте, заметили бы все» – спровоцировала Катерину на бурную реакцию с криками «Вы ведете себя, как «блондинка в шоколаде», «Вам мало одеть очков, Вам нужно действительно прозреть», «Я рулю этим эфиром», «Хамло!» и «Сваливайте из эфира».
Это было столкновение людей с абсолютно разными характерами, мироощущением, степенью интеллекта и отношением к себе
В общем, забавно получилось. Собчак посмеивалась и тоже хамила в ответ, но как-то очень спокойно и снисходительно, типа: «Холоднокровнее, Катя, Вы же на работе». А бедная наша Катя все происходящее воспринимала всерьез и бросалась с лаем на слона, как в последний бой. По-человечески ее понять можно, но истерики-то в эфире зачем закатывать? Ну, напомнили тебе, что ты не звезда, и вряд ли ею станешь. Ну и ладно. Схохми в очередной раз, как это принято, про лошадь и продолжай беседу дальше.
Ты же сама сочинила такой блестящий слоган для своей программы – «Думать не скучно!». (Как говорит мой друг: «Это ведь только для того верно, кто редко думает, так? Что-то типа «Дышать не скучно», «Моргать весело» или «Попробуй чихни! Тебе понравится!»).
Но нет. Катя разошлась не на шутку. Такое поведение странно для, в общем-то, умеющих держать себя в руках радиоведущих, и уж тем более странно для дипломированных психологов, к коим себя причисляет Екатерина Гордон. Так что, в этих двух областях назвать эту девушку профессионалом я не рискну.
Но зато – и это надо признать! – теперь о Кате знают многие, а не только ее бывший муж. Наконец-то, после стольких лет работы слава ее настигла. И хоть Катюша после эфира нервничала, бегала из угла в угол в своем блоге и пищала что-то вроде: «Я вам покажу! Собчак у меня еще пощады просить будет! Я человек-паук!», все это стоило той самой долгожданной популярности. Теперь Катю Гордон, может быть, даже пригласят работать в паре с Андреем Малаховым – чтоб кричала время от времени «Хамло!», отбирая у гостей микрофоны.
Ей-богу, ради этого стоило стараться: работать на радио, снимать видео-ролик для наружной рекламы, писать книгу.
Да, друзья, Катя еще и писатель. Одна ее мысль чего стоит: «Люди вокруг меня существуют в нескольких временах: люди – память, люди – ожидание, люди-во-времени-настоящем. Они существуют параллельно и одновременно – они не знакомы друг с другом. Первых становится все меньше, и они приходят ко мне сами, вторых выбираю я…». О, эти слова будут вписаны в скрижали вечности. Рядом с прозой еще одного писателя – Василия Клещеногова из конструкторского бюро, который тоже однажды поразил человечество витиеватым откровением: «Моя имя – рассвет, мое отчество – закат, моя фамилия – ночь». Ах, храни господь Катю Гордон и Васю Клещеногова от мании величия.
Впрочем, хватит уже о Кате. Дело даже не в том, что глупо всерьез обсуждать человека, который кроме истерики противопоставить оппоненту ничего не может, который в своих текстах упорно лепит все эти «на конуне свадьбы», «циганка», но при этом называет себя «интеллектуальным секс-символом России». Дело в том, что в этой истории есть еще один персонаж, и ему я собираюсь посвятить финальную часть этой колонки.
Ксения Собчак. Почему, спрашивается, она так раздражает всяких там ведущих и большую часть граждан России вообще? Деньги, родители, слава, умение вести дискуссии, острый ум, МГИМО, аспирантура – это понятно. Но есть у Собчак одно главное качество, которое ей простить очень трудно. Внутренняя свобода. «Послушание – не та вещь, которую я считаю добродетелью», – сказала она однажды.
Не буду идеализировать Ксению – человек она не самый тактичный, это подтвердят все, кто с ней сталкивался. Особенно те, кто ей, что называется, не ровня: простой наш брат журналист со списочком коварных вопросов на бумажке, стилист какой-нибудь, консультант в бутике, нагловатый охранник на входе в клубе, официант. Если Ксения Анатольевна будут не в духе, то этот журналист-официант, уж не сомневайтесь, получит от нее абсолютно чеховский отлуп: «Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет».
К малоизвестной ведущей на малоизвестную радиопередачу пришла Ксения Собчак (фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД) |
Правда, как я заметила, отлуп обычно получают те, кто уже заранее настроен задеть Собчак, кто жаждет получить свою минуту славы, устроив аттракцион «Пупкин опускает Главную Блондинку России». Собчак сталкивается с этим постоянно, и не только на радио «Маяк», поэтому защищаться умеет. И сомнительными средствами типа «Слушайте, Вы можете унять эту женщину? Мне кажется, у нее критические дни какие-то…» не брезгует.
Этот факт, кстати, надо учитывать всем будущим интервьюерам. «Приложить» эту барышню не получится. Она никогда не прогибается, не сдается, не убегает в слезах из студии, сколько ты ей ни кричи: «Сваливай на фиг из эфира!». Во-первых, потому что еще в простой питерской школе она, дочка Собчака, научилась давать отпор завистникам, а во-вторых, предъявить ей, в общем-то нечего, кроме классовой ненависти.
Именно на этой классовой ненависти и погорела Гордон. Ведь вместо всех этих лишних слов про какую-то благотворительность, каких-то несчастных собачек и воспитание, произнести Катерине хотелось в сущности одно: «Почему тебе – все, а мне – ничего? Почему ты себе позволяешь, а я сижу тут, спеленатая комплексами?»
Да потому, что и Кате, и многим из нас надо еще незнамо сколько выдавливать из себя раба. Чтобы обрести смелость, самоиронию, веру в себя. Чтобы не завидовать, не исходить на мыло, когда видишь не-рабов. Чтобы хохотать в голос, услышав призыв супруги президента: «Женщина должна по своей природе стремиться к смирению». Чтобы позволить себе, наконец, «позволять».
А пока что все разговоры со свободной (до наглости иногда свободной, но все же) Ксенией Собчак строятся по схеме, ею самой же когда-то и озвученной: «Люди делятся на две категории: одни наслаждаются жизнью, а вторые смотрят на них. И завидуют».
Как так получилось, что на равных в России разговаривают с Собчак единицы? Почему остальные кипят ненавистью вместо того, чтобы расслабиться и тоже наслаждаться жизнью? И ладно бы это были просто кати, которые теперь, подтверждая версию о комплексе «недозвезды», радостно кричат, убеждая самих себя: «Ксюша Собчак – сдохла! Я – модель нового поколения. Людям интереснее смотреть на меня, чем на нее».
Некоторые талантливые и умные граждане тоже злятся. Тоже завидуют. В чем же секрет Ксении Собчак? Почему она действует на публику, как чеснок на вампиров, заставляя терять обличие и плеваться ядом? Да потому, что она, повторюсь, свободна. А зависимые на дух не переносят свободных. Не могут спокойно взирать на их внутреннюю раскрепощенность, стремление жить по своим правилам, на их умение с легкостью нарушать стереотипы вроде «ударили тебя по правой щеке – подставь левую», «глотай что дают», «на радио говорят ведущие, а ты поддакивай» и «женщина должна по своей природе».
Плевать они хотели на природу и правила. Поэтому-то они и наслаждаются жизнью, а не сокрушаются над судьбой-злодейкой, обвиняя в своих неудачах всех более успешных ровесников. И остается только сожалеть, что это умеют не все.
Женщинам России нечему научиться у Кати Гордон, но есть чему – у Ксении Собчак. Вот правда. И вот почему Собчак звезда, а Катя – всего лишь девушка из толпы, и ею останется, несмотря на всякие там громкие скандалы и последующие за ними предложения интервью и работы.
Это была не ссора двух блондинок, равных друг другу в умении говорить гадости. Это было столкновение людей с абсолютно разными характерами, мироощущением, степенью интеллекта и отношением к себе. И одну из них не сделает умнее и счастливее совет: «Катечка, мужика б тебе хорошего», если она не научится наслаждаться своей жизнью, а не завидовать жизни чужой.