Авторские колонки

24 марта 2008, 17:00

Андрей Архангельский: Не хочу есть Диму Билана

Почему музыка в кафе звучит громко? Почему она такая чудовищная? Кто делает за меня этот выбор? Кто решает, что музыка вообще должна звучать и именно эта? Это самые загадочные вопросы нашего времени.

Мой коллега, публицист Дмитрий Губин, знаток французских вин и законов русской экономики, утверждает: так заведено только в России.

Музыка специально подбирается ТАКАЯ, мозголомная, и звучит столь громко – чтобы клиент не засиживался в кафе. Такая музыка должна его выталкивать – чтобы побыстрее освобождал место для других клиентов. Парламент – не место для дискуссий, кафе – не место для сидения. Поел – выходи. Не занимай место.

Моя подруга Наталья Радулова вернулась недавно из Швейцарии. «Там музыка звучит в кафе? – спрашиваю ее. – Музыка? Я даже не помню. Постой… Там в одном кафе звучала, кажется, музыка – такая специально написанная, умиротворяющая. Громкость? Вот знаешь – как шум прибоя. Или – когда кондиционер работает. Замечаешь, только если специально обращаешь внимание».

Есть у телевизора такая кнопка – «выкл». Не нравится что-то – не слушай, не смотри, не читай. И все дела

Вот. Зачем нам эти примеры с децибелами, когда есть прекрасное определение. Природа шумит ровно с такой громкостью, которая наиболее оптимальна для психики человека. Все, что звучит громче природы, есть уже покушение на наше психическое здоровье.

Ладно – шум улиц, машин, строек. Это можно понять.

Страдая от городского шума, логичнее всего было бы найти в кафе островок тишины, умиротворения, покоя.

Нет.

Нет ни одного (я не утрирую, именно ни одного) московского кафе, где музыка не звучала бы вовсе. В большинстве мест музыка звучит с нечеловеческой громкостью.

Убивает даже не репертуар – хотя он чудовищен именно своей бессистемностью и неоправданностью. Например, в кафе, в ресторанах в качестве фоновой чаще всего звучит именно танцевальная (!) музыка. Или же постоянно включено радио, или орет телевизор, и все, все, что там идет, вперемешку с фильмами, рекламой, советами астрологов, откровениями каких-то совсем уж ублюдочных звезд – почему-то я должен принимать в себя вместе с едой.

Но. Повторяю, убивает не содержание, а именно уровень громкости в ЛЮБОМ общественном месте в Москве.

Говорят, в провинции с этим еще хуже.

Сегодняшний уровень громкости в наших кафе и ресторанах почти всегда таков, что он перекрывает уже не только разговор людей за соседним столиком (чем, пожалуй, только и можно оправдать необходимость фоновой музыки вообще), но уже и меня самого. Нельзя думать, читать, сосредоточиться, нельзя говорить – можно только кричать. Мой мозг постоянно атакует вот эта каша из западных и русско-советских хитов, чего-то испанского, чего-то китайского, иногда с перекличками ди-джеев и сводками «Милицейской волны» – и обязательно громко.

Кстати, это на заметку всяким телепродюсерам и медиамагнатам, которые лениво развалившись в эфире, поучают нас: «Есть у телевизора такая кнопка – «выкл». Не нравится что-то – не слушай, не смотри, не читай. И все дела».

Помилуй, батюшка, да как же – «не слушай»? Как же «не смотри» и «не читай», если оно гремит и жужжит везде, куда бы я ни шел? Подскажи, соколик, как именно мне НЕ СЛУШАТЬ твоей гадости?..

Все то же самое звучит в торговых комплексах. Ну вот, хотя бы «Охотный ряд», где в каждом из 200 магазинов звучит своя музыка – но одинаково громкая и тупая. Все то же самое звучит в такси, в офисах, в лифтах, в любом людном месте города, где собирается более одного человека. В любом захудалом продуктовом магазинчике на окраине.

Музыка звучит даже в книжных магазинах. Вдумайтесь – в книжных. Это чтобы читалось веселее, видимо. Или книжный магазин теперь тоже не место для чтения? Ха-ха-ха.

Звуковая волна настигает и в метро: пока вы поднимаетесь по эскалатору, звучат объявления с предваряющим сигналом опасности: «Паба-бабам-пам! В школе акварели Сергея Андрияки состоится благотворительный вечер для ветеранов Куликовской битвы! Вход свободный, приходите!»

Все это в ушах – звенит-звенит-звенит.

В какой-то момент я осознал, что все это сливается постепенно в один никогда не прекращающийся ГУЛ, результаты воздействия которого ускользают даже от самих организаторов шума.

Эта звуковая атака создает у всякого человека, живущего хотя бы мало-мальски внутренней жизнью, ощущение тотального неуюта, нетишины, некомфорта, отсутствия личного пространства.

Это порождает агрессию, утомляемость и прочее: даже не слушая, вы все равно слышите. Уже сама вероятность звуковой агрессии (вы же не знаете, ЧТО грянет через минуту) заставляет вас находиться в постоянном напряжении, в готовности отразить звуковую атаку.

Этот ежедневный стресс порождается именно неотвратимостью и тотальностью Большого Звука.

Я вынужден есть, пить, покупать в состоянии постоянного нервного напряжения и потрясения.

Этот уровень громкости свидетельствует об уровне демократии в стране больше, чем любые выборы. ТЕБЯ НЕ СЛЫШАТ.

Музыка специально подбирается ТАКАЯ, мозголомная, и звучит столь громко – чтобы клиент не засиживался в кафе (Фото: sxc.hu)

Этот уровень громкости – метафора тоталитарного общества, живущего по принципу «кто громче – тот и прав», или «сильнейший занимает лучшие нары» (Михаил Шишкин). Это практика монолога, который притворяется диалогом. Наша попса звучит в режиме монолога – хотя и маскируется под диалог со слушателем, точно так же, как и властный монолог во время выборов маскируется под диалог с избирателем.

Уровень громкости в общественных местах отражает ту степень личной и интеллектуальной свободы, которая дозволяется государством и обществом отдельному человеку.

Мы сегодня живем даже не в «обществе спектакля» (Ги Эрнест Дебор), а в обществе свадьбы.

Поскольку всякая свадьба по определению играется как последняя, уровень громкости свадебного веселья должен быть всегда на пределе барабанных перепонок, именно настойчивым и навязчивым – иначе не запомнится.

Свадьба есть событие тотальное – оно должно вовлекать в свою орбиту всех, веселиться должны все, радость должна именно «переполнять».

Это можно пережить раз или два – но нам предлагают каждый день жить при таком уровне шума (или «вовлечения», по Маклюэну), который для нормального человеческого сообщества является исключением, а не правилом.

То есть, нас заставляют веселиться каждый день, как последний.

Жизнь в режиме постоянного ожидания катастрофы.

Эта вечная звуковая атака – еще и способ контроля над теми, кто не хочет веселиться. Он призван напоминать беглецам, что все равно никуда не убежишь. Этот уровень громкости рассчитан на тех, кто отказался от телевизора и не хочет быть «вместе с народом».

– Не хочешь народной культуры? Как бы не так! Крути барабан! Никуда не денешься.

И еще одно объяснение: музыка к началу 21 века перестала быть любимой. Такую музыку, которой в мире накоплены тонны и которая уже непонятно для кого пишется, невозможно слушать повторно.

Поэтому ее и не покупают, продажи дисков стремительно падают.

Но эти звукотонны не могут же исчезнуть бесследно, испариться! Все это должно же где-то звучать!

И поэтому весь этот музыкальный мусор уходит в мировую топку радиостанций, для поддержания того самого Фона в тех самых общественных местах.

То есть, фактически, нас заставляют слушать то, что мы отказались покупать.

За этот товар никто не хочет платить деньги – и тогда нам отдают этот товар якобы даром. Но на самом деле мы вынуждены платить за него втрое больше: своими нервами, неудовольствием, отсутствием аппетита, раздражением и прочим.

Что делать?

Сопротивляться. Борьба за уровень звука в общественном месте – это борьба за свободу на первичном, бытовом уровне.

С чего начать конкретно?

Попросите бармена в кафе убавить звук.

Не думайте, что тот уровень громкости, с которым мы встречаемся повсюду – это нормально. Это – НЕНОРМАЛЬНО.

Если же вам отказывают – отреагировать можно несколькими легальными способами: жалобная книга, лишить официанта чаевых (объяснив ему, за что именно), наконец, отказаться от принесенной еды: я заказывал еду, а не Диму Билана. Почему мне предлагают то, чего я не просил?

Когда об этом попросит один человек, это посчитают за нелепость. Когда об этом попросят десять человек – задумаются. Если это требование станет повсеместным – с нашими вкусами начнут считаться.

Нормальная демократическая практика.

Текст: музыка, рестораны

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?