Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевБеспокойство Киева по поводу Трампа все более нарастает
Украинские элиты в трауре и тревоге. Вслед за приходом в Белый дом Дональда Трампа официальные вашингтонские кабинеты стали покидать люди, с которыми у них были налажены давние прочные связи. Однако громкие требования «вы нам должны» и «мы хотим» в большой политике не столько решают имеющиеся проблемы, сколько усугубляют их.
Виктория Нуланд, которая при администрации Барака Обамы занимала пост помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, покинула свой пост в Госдепартаменте. Она приобрела весьма широкую известность, нехарактерную для чиновников подобного уровня, благодаря активному участию в событиях последних лет на Украине, начиная с евромайдана, и даже удостоилась персонального мема* – «печеньки Нуланд» – в Рунете.
Приход в Белый дом Дональда Трампа существенно ухудшил и так непростое положение Украины и ее властей на международной арене
Выглядит символичным, что отставка Нуланд совпала со знаковым интервью заместителя главы МИД Украины Елены Зеркаль, самым важным элементом которого стало требование предоставить ее стране право голоса на переговорах России и США по урегулированию в Донбассе. Точная цитата звучит следующим образом: «Украина должна иметь право голоса в любой сделке, заключенной между Россией и Соединенными Штатами, направленной на прекращение насилия в восточной части Украины». Не менее примечательным является еще один комментарий Зеркаль: «мы не хотим быть разменной картой, мы хотим быть игроком».
Приход в Белый дом Дональда Трампа существенно ухудшил и так непростое (и неуклонно осложняющееся в последний год) положение Украины и ее властей на международной арене. Тема «усталости мирового сообщества от Украины» звучит все громче и все откровеннее в риторике как экспертов, так и политических деятелей.
Причины очевидны.
С одной стороны, Украина изначально выступала «разменной картой» и формой давления на Россию, и за прошедшее с 2014 года время Кремль доказал, что не позволит использовать ее в таком качестве (во всяком случае с необходимой степенью эффективности). А с другой, и это, возможно, даже более важно, сама Украина и ее элиты умудрились оттолкнуть от себя практически все изначально поддерживавшие их силы – своим непрофессионализмом, недоговороспособностью, несоблюдением взятых на себя обязательств и длинным списком других весьма неуважаемых в мире большой политики качеств.
- Киев потребовал права голоса в любом соглашении России и США по Украине
- Украина запретила ввоз российских книг до апреля 2017 года
- В кабмине Украины поддержали закон об исключительном статусе украинского языка
Процесс выделения средств Украине Международным валютным фондом за прошедшие годы превратился в анекдот и наглядную иллюстрацию отношения Запада к юго-западной соседке России. Во всяком случае надежды главы Национального банка Украины, что очередной транш будет получен страной уже в начале февраля, в очередной раз не совпадают с графиком работы МВФ.
Однако даже в этих непростых условиях и при все большей явной дистанцированности от Украины европейских лидеров у Киева оставался важный козырь – поддержка Вашингтона. Речь шла как об официальной политической линии США, которую проводила администрация Обамы, так и о налаженных связях в вашингтонских верхах. В украинских делах принимали активное личное участие такие заметные и вполне влиятельные фигуры, как упомянутая выше Виктория Нуланд и даже вице-президент США Джо Байден.
Победа Трампа означает для Киева не просто появление нового главы Штатов, но и перспективу кардинальной смены американского курса в отношении Украины.
Как известно, Трамп декларирует прагматизм как основу взаимоотношений с Россией. По оценкам многих экспертов (и открытым опасениям украинских официальных лиц), именно Украина может стать одним из главных объектов геополитических разменов, которые новый американский президент может предложить Кремлю.
Ситуация усугубляется тем, что в ходе избирательной кампании Украина умудрилась очень сильно насолить республиканскому кандидату. Украинское руководство неприкрыто поддерживало в президентской гонке Хиллари Клинтон. Но это было бы полбеды, в конце концов, в 99% случаев на американцев никак не влияют мнения из малоинтересной им страны на другом конце света. Проблема в том, что именно украинская карта оказалась успешно разыграна против Трампа в ходе избирательной кампании, когда главу его избирательного штаба Пола Манафорта обвинили в коррупционных связях с Януковичем, в результате чего тот был вынужден подать в отставку. Помимо этот в ходе избирательной кампании украинские политики изощрялись в публичных оскорблениях Дональда Трампа.
В результате украинские элиты обоснованно опасаются, что у Трампа есть не только прагматичные резоны, но и серьезный личный интерес «отдать Украину Путину на съедение». В том числе для того, чтобы наказать Киев за его политическую недальновидность и грязную игру на выборах.
Интервью Елены Зеркаль наиболее интересно тем, что в нем в максимально откровенном виде проговорены данные страхи действующей украинской власти. Ну а инфантильные «нам должны» и «мы хотим» наглядно показывают уровень зрелости украинской государственности как таковой.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента