Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Врачи без границ» стали жертвой ирано-саудовской «опосредованной войны»
"Врачи без границ" стали жертвой ирано-саудовской "опосредованной войны"
Раздираемый гражданской войной Йемен, где успело обосноваться ИГИЛ*, становится ареной для обострившегося противостояния саудитов и Тегерана. Под удар попал и госпиталь организации «Врачи без границ». Медики, уже пострадавшие от ВВС США в Афганистане, на сей раз стали «крайними» в малоуспешной борьбе Саудовской Аравии с повстанцами-хуситами, которых поддерживает Иран.
Военные самолеты международной коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, нанесли авиаудар по больнице в йеменской провинции Эль-Байда в центре страны, имеются разрушения. Об этом в понедельник сообщил агентству Sputnik источник в этом регионе.
Йеменцы очень воинственны, сравнить их с саудовцами вообще нельзя
Госпиталь «Аш-Шахид Сейф ас-Савади» – уже вторая больница, оказавшаяся под ударом за последние дни.
Напомним, накануне международная неправительственная организация «Врачи без границ» сообщила об обстреле своего госпиталя на севере Йемена. Ответственные за атаку не установлены – по сообщениям региональных СМИ, это мог быть авиаудар коалиции во главе с Саудовской Аравией или ракетный обстрел, осуществленный повстанцами-хуситами. По предварительным данным, погибли пять человек, 10 ранены, трое находятся в критическом состоянии. Не исключено, что несколько человек могут находиться под развалинами. Как сообщили в офисе «Врачей без границ» в Дубае, число пострадавших может возрасти, так как под обломками разрушенных в результате обстрела нескольких зданий остаются люди.
«Генеральный секретарь ООН осуждает атаку на госпиталь, поддерживаемый «Врачами без границ» в провинции Саада в Йемене, совершенную пока неизвестной стороной», – говорится в заявлении пресс-службы ООН. Генсек Пан Ги Мун напомнил, что больницы и медперсонал защищены международным гуманитарным правом, а любые преднамеренные нападения на мирных жителей и гражданскую инфраструктуру считаются серьезным преступлением. Генсек вновь призвал стороны конфликта «немедленно прекратить все боевые действия и разрешить противоречия через мирные переговоры» (их начало ожидается в четверг, 14 января).
«Почему снова была обстреляна одна из наших больниц?»
По словам директора «Врачей без границ» по оперативным вопросам Ракель Айоры, разбомбленная больница оказывала услуги населению, которое серьезно страдает от последствий конфликта. «Мы находимся в постоянном контакте со всеми противоборствующими сторонами, поэтому нам трудно объяснить причину этого инцидента. Судя по всему, это будет также трудно сделать тем, кто несет за него ответственность. Им будет сложно объяснить, почему снова была обстреляна одна из наших больниц», – рассказала Айора, напомнив, что за последние месяцы подобные случаи участились и можно говорить об определенной тенденции.
В обращении от имени генсека ООН Пан Ги Муна напоминается, что это не первая атака на госпитали «Врачей без границ» в Йемене – в 2015 году была обстреляна больница в Сааде и мобильный медицинский центр в провинции Таиз. В начале января этого года удар был нанесен по центру по уходу за слепыми в столице Сане. Со времени начала военных действий в Йемене «Врачи без границ» вылечили 20 тысяч пострадавших и распространили 730 тонн медикаментов.
- Холодная война между Ираном и Саудовской Аравией становится все горячее
- Открытием фондового рынка Эр-Рияд решает политические задачи
- Иран готов начать новую войну
- Страны Персидского залива потребуют от США военного соглашения
- Американский авианосец возглавит морскую блокаду Йемена
Следует также напомнить о недавнем инциденте в Афганистане – как известно, 3 октября 2015 года больница международной организации «Врачи без границ» в Кундузе на севере этой страны была частично разрушена при бомбардировке американской авиацией. По первоначальным данным, погибли 22 человека. Но в дальнейшем «Врачи без границ» обнародовали другие данные – число жертв авиаудара ВВС США по больнице в афганском городе составило 42 человека. Главнокомандующий вооруженными силами США в Афганистане генерал Джон Кэмпбелл объяснил случившееся «ошибкой в цепи приказов».
29 декабря прошлого года московское отделение Российского Красного креста сообщило о начале формирования международной комиссии по расследованию фактов нарушения международного гуманитарного права со стороны воздушных сил НАТО и США. Глава московского отделения Красного креста Игорь Трунов в частности упомянул и инцидент с госпиталем «Врачей без границ» в Афганистане, и факты нарушений международного гуманитарного права в Сирии.
Возвращаясь к ситуации в Йемене, отметим, что обострение противостояния в этой стране вновь привлекло внимание международных организаций. Так, 8 января Human Rights Watch сообщила о том, что самолеты коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, сбросили кассетные бомбы на жилые кварталы столицы страны – Саны, остающейся под контролем шиитских повстанцев – хуситов. «Неоднократное использование коалицией кассетных бомб в центре густонаселенного города наводит на предположение о намерении нанести вред гражданским лицам, что является военным преступлением», – заявил директор организации по проблеме оружия Стив Гус.
«Коалиция не выполнила ни одну из поставленных задач»
В Йемене – стране, занимающей ключевое геополитическое положение на выходе из Красного моря в Индийский океан, обострился продолжающийся с 2011 года вооруженный конфликт.
С одной стороны в войне выступают хуситы (также называемые движением «Ансар Алла»; выступают от имени шиитской части населения страны). В начале 2015 года хуситы заняли столицу страны – город Сану. Созданный ими Революционный совет, во главе которого встал один из вождей движения Мухаммед Али аль-Хуси, является де-факто правительством страны.
Их противники – войска изгнанного хуситами президента Абда Раббу Мансура Хади. Свергнутый глава государства был вынужден перебраться сначала в портовый город Аден, а после того, как повстанцы прошлой весной вошли в этот город, покинул Йемен.
#{smallinfographicleft=784692}Пропрезидентские войска на земле и с воздуха поддерживают силы арабской коалиции. Ее, как было сказано выше, возглавляет Саудовская Аравия, при поддержке других суннитских монархий Аравийского полуострова – Бахрейна, Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Операция «Буря решимости», начатая саудитами и их союзниками в марте прошлого года, впрочем, не принесла перелома в войне.
«Коалиция во главе с Саудовской Аравией не выполнила в Йемене ни одну из поставленных задач. Именно поэтому недавно было объявлено о перемирии между воюющими сторонами. Потом после казни шиитского богослова Нимра ан-Нимра Эр-Рияд возобновил военную операцию», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии полковник запаса Семен Багдасаров.
Саудовская армия никак не может достичь успехов в Йемене, подчеркивает эксперт. Йеменцы очень воинственны, сравнить их с саудовцами вообще нельзя, они жили совершенно в других условиях. Более того, боевое крыло шиитов-зейдитов Йемена, хуситы из «Ансар Алла», постепенно переносит боевые действия на территорию Саудовской Аравии. На юге Саудовской Аравии живут соплеменники хуситов и их единоверцы. Например, в саудовской провинции Наджаран время от времени идут партизанские бои. Довольно-таки нестабильная ситуация в Восточной провинции Саудовской Аравии», – сказал Багдасаров.
По мнению эксперта, эта война, «учитывая силы сторон, может продолжаться еще очень долго». «Более того, с теоретической точки зрения возможен перенос боевых действий в Саудовскую Аравию», – подытожил эксперт.
Южный фронт «опосредованной войны»
Шииты-хуситы поддерживаются единоверным Ираном. Это дает повод экспертам рассматривать конфликт в Йемене как proxy war («опосредованную войну») между Исламской Республикой Иран и Королевством Саудовская Аравия. Последнее особенно важно в свете недавнего резкого обострения ирано-саудовской «холодной войны».
«Каждая сторона поддерживает своих соплеменников и единоверцев, – отмечает Багдасаров. – Иранцы помогают шиитам Йемена в их войне против саудитов. В Йемене воюют как минимум две силы, хотя на самом деле их больше. На севере Йемена живут шииты – на них опирается движение хуситов из организации «Ансар Алла». Они воюют против представителей юга Йемена, на котором живут в основном сунниты, которых представляет свергнутый президент Хади».
Отметим, что на днях Тегеран обвинил Эр-Рияд в атаке на иранское посольство в столице Йемена. «Стратегия Саудовской Аравии по срыву ядерного соглашения и сохранению – и даже усилению – напряженности в регионе имеет три компонента: давление на Запад, усугубление региональной нестабильности через войну в Йемене и поддержку экстремизма и прямое провоцирование Ирана», – заявил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
«И тут-то на сцену выходят исламисты»
#{smallinfographicleft=751158}Добавим, что Йемен не только стал одной из площадок (наряду с Сирией и Ираком) для противостояния двух претендентов на роль региональных гегемонов, но и полигоном для крайне опасной третьей силы – ИГ, и ранее закрепившейся здесь «Аль-Каиды*» на Аравийском полуострове».
«Исламское государство*» нацелилось на установление контроля над частью Южного Йемена, заявил в декабре 2015 года New York Times бывший представитель Госдепартамента США в Йемене Набил Хури. Он полагает, что ИГИЛ* начнет с Адена – «второй столицы» страны, портового города, имеющего важнейшее стратегическое значение. «Северных шиитов сейчас вытесняют отсюда, но правительственные силы слишком слабы. И тут-то на сцену выходят исламисты», – комментирует Хури.
«Несколько месяцев назад Садовская Аравия и ряд суннитских стран прекратили бомбардировки ИГ, поскольку для них приоритетно приостановить продвижение хуситов в Йемене, а не атаковать ИГИЛ. Часто борьба с терроризмом и джихадизмом используется как предлог, чтобы получить «зеленый свет», – отметил в недавнем комментарии РИА «Новости» арабист, профессор испанского Университета Аликанте и координатор «Фонда Альтернативы» по Ближнему Востоку и странам Магриба Игнасио Альварес-Оссорио.
По его мнению, создание новой антитеррористической коалиции во главе с Саудовской Аравией, в которую войдут 34 страны, было согласовано с Вашингтоном и ставит своей целью не только борьбу с ИГ, но и сдерживание шиитских группировок (таких как йеменские хуситы или ливанско-сирийская «Хезболла»), а также снижение влияния Ирана в регионе.
Россия – за невмешательство в конфликт
Добавим, что, несмотря на поддержку просаудовской коалиции странами Европы, Россия и Китай выступили против бомбардировок и призвали все стороны конфликта прекратить огонь.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров потребовал в апреле 2015 года от СБ ООН принципиально высказаться за прекращение насилия в Йемене и не занимать какую-либо сторону в этом конфликте.
В середине декабря прошлого года стороны конфликта, ведущие переговоры в окрестностях швейцарского города Биль, сформировали комитет, который должен будет договориться об условиях постоянного перемирия. В состав комитета вошли: представитель повстанцев-хуситов из группировки «Ансар Алла» Мухаммад Абд ас-Салям, член бывшей правящей партии «Всеобщий национальный конгресс» Ариф Зука и представители свергнутого правительства Хади – Абдулмалик аль-Мухалифи и Убейд бен Дагир.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ