Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Многие себя идентифицируют с русским миром, властям это не нравится»
Ирина Влах: Многие себя идентифицируют с русским миром, властям это не нравится
«Всю страну повернуть вспять не так-то просто. Но, являясь по должности еще и членом правительства, я однозначно буду высказывать точку зрения нашего региона», – заявила газете ВЗГЛЯД новоизбранный лидер Гагаузии Ирина Влах. Она обещает использовать все свои полномочия и влияние для того, чтобы добиваться сближения Молдавии не с Западом, а с Россией.
Ирина Влах, которую изначально считали пророссийским кандидатом, 22 марта одержала убедительную победу на выборах главы (башкана) Гагаузии – автономии на юге Молдавии. Политик набрала более 50% голосов избирателей. Впервые в истории в гагаузском обществе, где традиционно доминируют мужчины, лидером стала женщина. Как предрекали эксперты, ее ожидают ссоры в отношениях с «евроинтеграторами» из Кишинева.
Нам очень близка русская культура, литература, мы воспитываемся на Пушкине, на Чехове, на Достоевском. 98 процентов жителей — православные, то есть у нас и вера одна
Экс-президент, лидер коммунистов Владимир Воронин в понедельник уже потребовал запретить ретрансляцию в республике всех зарубежных информационно-аналитических телепрограмм. «Без обид, но эти выборы выиграло российское телевидение. Реакция государства должна быть следующей: на всех телеканалах, которые транслируются в Молдавии, не должно быть политических программ», – сказал он. «И Россия, и другие страны должны оставить нас в покое», – потребовал Воронин. Напомним, что до января в его партию входила и сама Ирина Влах.
Впрочем, пока молдавское общество больше беспокоит коррупционный скандал, в который угодили власти. Как оказалось, из считавшегося весьма солидным «Банка де экономи» (Banca de Economii), а также двух других был украден 1 млрд долларов – треть молдавского бюджета. Важно и то, что в этих банках хранились пенсионные деньги. В скандал оказались замешаны лидеры правящей в Молдавии прозападной коалиции. В числе других в мошенничестве подозревается и муж известной певицы Жасмин бизнесмен Илан Шор.
Кроме того, обостряется обстановка вокруг другого «пророссийского» анклава Молдавии – Приднестровья. Накануне на границе ПМР и Украины произошел инцидент со стрельбой, тяжелое ранение получил житель непризнанной республики. Тирасполь и Киев обвинили в случившемся друг друга.
О том, падает ли в Молдавии популярность «прозападного» правительства и может ли возобновиться война, газете ВЗГЛЯД рассказала лидер гагаузской автономии Ирина Влах.
ВЗГЛЯД: Владимир Воронин, ваш недавний лидер, хотел бы запретить вещание в Молдавии российских телеканалов. Однако многие помнят, что Воронин лет десять назад сам был союзником Москвы и тогда охотно принимал ее поддержку...
Ирина Влах: У Владимира Николаевича уже конъюнктурный подход. Когда ему было выгодно, он был с Россией, потом поменял на переправе коней. Соответственно, у него поменялось все. «Бесы попутали». Результат его метаний показали выборы 30 ноября. Обратите внимание, какие проценты получила партия, которую он возглавляет. На самом деле, это была не оценка работы партии, а работы лидера. В предвыборной программе он выступал за вхождение в Таможенный союз, а во всех телепрограммах призывал двигаться в Евросоюз. То есть понятия его менялись каждый день. Неудивительно, что за него проголосовало такое маленькое количество. А на следующих выборах у его партии есть все шансы в парламент просто не попасть. Эти двойные стандарты, безысходность, в которой он оказался, и порождают вот такие призывы.
- Гагаузскую автономию в Молдавии возглавил пророссийский политик
- КС Молдавии утвердил результаты парламентских выборов
- Кишинев хочет оградить Гагаузию от российского влияния
- Приднестровье срочно нуждается в российских деньгах
- Украина изобретает препятствия для российских миротворцев
- Гагаузия испугалась Румынии и попросилась к России
ВЗГЛЯД: Накануне выборов бывший премьер, лидер одной из правящих партий Влад Филат тоже обвинял Москву во вмешательстве, в косвенном финансировании вашей кампании, а потом и президент Николай Тимофти призвал вообще запретить российским депутатам приезжать в Молдавию. Как вам кажется, в итоге такие выпады сыграли в вашу пользу?
И. В.: На самом деле жители и нашего региона, и жители Молдавии очень положительно воспринимали все приезды гостей из России, депутатов Госдумы, и очень уважительно относятся к стране в целом. Так что высказывания Филата и Тимофти мобилизовали наш электорат, объединили наших избирателей. Люди еще больше поддержали наш пророссийский курс развития, сказали, что гагаузы как никогда едины в своем стремлении быть рядом с Россией. Напомню, что 2 февраля прошлого года мы на референдуме высказались за то, чтобы Молдавия вошла в Таможенный союз, так что мы продолжаем работать в направлении, в котором работали всегда.
ВЗГЛЯД: Вас не смущает, что о геополитических ориентирах спорили даже больше, чем о проблемах жителей страны?
И. В.: Наша предвыборная программа была выстроена не только на геополитической ориентации. Основной наш приоритет – экономическое развитие региона. И основу нашего развития мы видим в теплых, партнерских отношениях с регионами России и других стран. Для нас Россия близка не только в силу родственных и исторических связей, но и в силу экономического интереса. У нас аграрный регион, и традиционные рынки сбыта всегда были в России.
Тот факт, что предприятиям Гагаузии разрешен экспорт вина и яблок в Россию, что ведутся переговоры уже по персикам и винограду, по консервной продукции, очень позитивно сказывается как на экономических агентах, так и на простых жителях.
ВЗГЛЯД: Вы не опасаетесь, что Украина может в любой момент пресечь такие поставки?
И. В.: Опыт не очень хороший у нас есть. Бывшему башкану автономии господину Формузалу фактически запретили ездить на Украину за ряд его высказываний. Так что возможно все.
ВЗГЛЯД: В Кишиневе говорят, что Гагаузия понадобилась Москве просто на роль тормоза – удерживать всю республику от сближения с Западом. Но разве ваших полномочий хватит для этого?
И. В.: Всю страну повернуть вспять не так-то просто. Но, являясь еще и членом правительства Молдавии по должности (глава Гагаузии попадает в кабмин страны автоматически – прим. ВЗГЛЯД), я постоянно буду высказывать точку зрения жителей нашего региона. Я взяла на себя обязательство сохранять курс, который выбрал наш регион на референдуме. Все те полномочия и возможности, которые у меня есть, я буду максимально использовать.
#{interviewpolit}ВЗГЛЯД: Правда ли, что в неформальных разговорах кишиневские чиновники признаются, что уже не надеются вернуть Приднестровье? В 2013 году власти оборудовали вдоль этого региона пункты миграционного учета, которые можно легко превратить в полноценные пограничные. Какова вероятность, что Молдавия отпустит Приднестровье ради идеи вступить в Евросоюз?
И. В.: Это идея румынских политиков. Практически они продавили эту позицию через Евросоюз.
ВЗГЛЯД: Недавно президент Петр Порошенко во время встречи с румынским коллегой Клаусом Йоханнисом неожиданно пообещал разморозить приднестровский конфликт. Украинская сторона на многих участках границы с Приднестровьем (более 400 км) выкопала рвы, траншеи. Эти рвы не дают жителям приграничных сел ходить друг к другу, как раньше. По их словам, эти окопы пугают их. Растет ли угроза возобновления войны вокруг Приднестровья?
И. В.: Это вообще опасный прецедент, опасный шаг. Нам ни при каких обстоятельствах конфликты не нужны. На протяжении всей избирательной кампании, на каждой встрече единственное, о чем просили жители (их даже не особо интересовали экономические проблемы), – о сохранении мира и стабильности в регионе. Поэтому это очень нехорошие сигналы, которые негативно воспринимаются нашим обществом.
ВЗГЛЯД: Говорят, все ваши соперники на выборах тоже оказались пророссийскими. Почему Кишиневу в принципе никак не удается укрепить свой авторитет в автономии?
И. В.: Действительно, все кандидаты называли себя пророссийскими. Но у нас регион маленький, все друг друга хорошо знают. Знаем кредитную историю каждого. Среди кандидатов было много активистов проевропейских партий. В Кишиневе они голосовали за премьерство Лянкэ и Габурича, а приезжали в Комрат и объявляли себя пророссийскими. Люди же это видят. Такие двойные стандарты неприемлемы для наших избирателей.
Сегодня высочайшее недоверие к правительству. То, что произошло с «Банком де экономи», – это, конечно, большой удар по власти. Практически вспыхнул коррупционный скандал, в котором замешаны первые лица страны. Это на фоне того, что не повышаются пенсии и зарплаты, социальные гарантии и льготы полностью отсутствуют последние пару лет. И тут выясняется такой факт! Это серьезно ударило по имиджу руководства страны, в том числе в глазах жителей автономии.
ВЗГЛЯД: «Коммерсантъ» уверял, что вашу кампанию финансировал проживающий в Подмосковье бизнесмен, выходец из Молдавии Юрий Якубов. Вы не опасаетесь упреков, что теперь будете подыгрывать его бизнесу?
И. В.: Я по образованию юрист, доктор права. Для меня очень важно соблюдать законы. По законодательству и Молдавии, и Гагаузии избирательные кампании не могут финансироваться из-за рубежа. Все здесь знают, что моя кампания не финансировалась никем из экономических агентов. Если бы это происходило, они бы с удовольствием меня сняли с избирательной гонки, так, как это было с господином Усатым. У них были намерения это сделать, было много попыток, но им не удалось, поскольку не было ни оснований, ни поводов, ничего!
Я считаю себя достаточно самостоятельным политиком, и команда наша достаточно подготовленная, поэтому мы будем действовать в рамках законодательства Молдавии и ради интересов жителей автономии и укрепления ее статуса.
ВЗГЛЯД: В Гагаузии судопроизводство, делопроизводство и обучение в школе ведутся на русском языке. Вас называют островком русского мира. А вы не опасаетесь, что это помешает сохранению культуры гагаузов?
И.В.: Мы действительно учимся на русском языке, мы изучаем и гагаузский язык и очень бережно к нему относимся. Но нам очень близка русская культура, литература, мы воспитываемся на Пушкине, на Чехове, на Достоевском. Многие жители автономии учатся и работают в России. 98 процентов жителей – православные, то есть у нас и вера одна. Это действительно уголок русского мира.
Причем это уже не только Гагаузия. Мы сегодня то же самое можем говорить и о Бельцах, о большинстве жителей Кишинева, о многих жителях севера Молдавии. Очень многие себя идентифицируют как представители русского мира. Властям это, конечно же, не нравится, но это факт.