Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевУкраина запуталась в гаагских судах
Арсений Яценюк поручил украинскому МИДу направить заявление в Гаагский суд, а прокуратуре – начать процесс привлечения России «к ответственности за агрессию против Украины». В СБУ подготовили аж три тома «материалов о преступлениях против человечности». К реальной практике международного права эти заявления, как выясняется, никакого отношения не имеют, не говоря уж о бредовой сути самих обвинений.
В среду, в первую годовщину воссоединения Крыма с Россией, премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил министерству иностранных дел направить заявление в Гаагский суд, а прокуратуре – начать процесс привлечения России «к ответственности за агрессию против Украины в Гаагском трибунале».
Украинский политический бомонд просто больше не способен рожать ничего нового по части русофобских высказываний
Следует сразу заметить, что в словах украинского премьера содержится путаница, простительная обывателю, но не государственному мужу. «Гаагским трибуналом» именуют Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) – инстанцию, прославившуюся приговорами Слободану Милошевичу, Радовану Караджичу и другим балканским лидерам. Эта «Гаага» уже давно превратилась в своего рода жупел, которым принято стращать политических оппонентов.
Но судя по тому, что Яценюк ссылался на статьи Римского статута, он имел в виду совсем другую инстанцию, а именно Международный уголовный суд (МУС), который руководствуется этим статутом и также базируется в Гааге. Но МУС – это отнюдь не трибунал. К слову, добавим, что в сравнительно небольшом голландском городе располагаются еще и Международный суд ООН и международный арбитраж – Постоянная палата третейского суда. Все это тоже гаагские суды.
Украина и Россия – вне юрисдикции МУС
Как поясняется на официальном сайте ООН, Международный уголовный суд, юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления в XXI веке.
В июле 1998 года в Риме 120 государств – членов ООН приняли Римский статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного международного уголовного суда. Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года, после того, как его ратифицировали 60 государств.
Ирония заключается в том, что на Украину – так же как и на ряд других стран – юрисдикция МУС не распространяется. В апреле 2014 года правительство Яценюка рекомендовало Верховной раде безотлагательно ратифицировать Римский статут, однако это до сих пор не было сделано.
Россия подписала основной договор, но также не ратифицировала его.
Впрочем, Римский статут говорит, что в отношении тех стран, которые его не ратифицировали, суд возможен по требованию прокурора МУС или по запросу Совбеза ООН.
- Игорь Трунов: Должностные лица Украины будут привлечены к ответу
- Ирина Великанова: Бандеровцы беспощадно уничтожали мирное население
- Яценюк вновь увидел «зеленых человечков»
- Европа предпочла не замечать слов Яценюка о вторжении СССР в Германию
- "Провокация, задуманная Яценюком и Коломойским"
Три тома материалов
Как сообщил начальник главного следственного управления Службы безопасности Украины Василий Вовк, СБУ собрала и направила в генпрокуратуру три тома материалов для подготовки жалобы на Россию в Гаагский трибунал. Материалы касаются преступлений против человечности, «в том числе совершенных российскими наемниками». При этом Вовк добавил, что сейчас в данном вопросе можно говорить о спорности юрисдикции Гаагского трибунала, но «мы должны показывать мировой общественности эти преступления, должны предоставлять им материалы».
По словам Яценюка, согласно выводам Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, слова президента России Владимира Путина и министра обороны России Сергея Шойгу «касательно захвата и аннексии украинской территории... содержат признаки нарушения международного права».
Яценюк в роли кинокритика
По всей видимости, украинский премьер имеет в виду слова Путина и Шойгу, прозвучавшие в документальном фильме «Крым. Путь на Родину», который в воскресенье показал телеканал «Россия-1». Путин подробно рассказал в интервью о «крымской весне», заверив, что поступил бы так же, как во время событий «крымской весны», если бы они повторились.
Ранее Яценюк дал указание минюсту Украины направить трейлер, а затем и сам документальный фильм в Гаагский трибунал. По его мнению, «этот фильм дает ответ на вопрос, кто давал указание по захвату украинской территории в Крыму и кто за это несет ответственность».
Россия не считает себя стороной внутриукраинского конфликта и заявляет о непричастности к событиям в Донбассе. Российское Минобороны неоднократно сообщало, что не поставляет ополченцам военной техники, боеприпасов и другой помощи. Заявления Киева по этому поводу в оборонном ведомстве назвали «абсолютной чушью», которая «не поддается никакой критике».
«А где агрессия?»
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не стал комментировать инициативу Яценюка. «Мы не знаем деталей, там же много разных инициатив, поэтому пока ничего не можем сказать на эту тему», – сказал Песков.
#{interviewpolit}На заявление Яценюка отреагировали в Госдуме. Глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что заявление украинского МИДа в МУС не может быть принято, так как агрессии со стороны России нет, а на Украину не распространяется юрисдикция международного правосудия. «А где агрессия? Несостоятельное было бы заявление, если бы оно было принято. Да и принято оно быть не может, поскольку Украина там не состоит», – сказал Крашенинников РИА «Новости».
Заведующий кафедрой права МГУ Сурен Авакян отмечает, что «обратиться и принять заявку – это совершенно разные вещи». «Он (Яценюк) хочет обратиться – пусть обращается, но будет ли суд этим заниматься или нет – подождем, посмотрим», – сказал Авакян.
Он пояснил, что у Гаагского суда «нет следственной функции». «Он рассматривает дело по существу. Если суд принимает к рассмотрению, то в той стадии, когда соответствующие материалы ему представлены, когда была сделана досудебная и следственная проверка, и он уже будет заниматься так называемым судебным следствием, то есть, рассматривая дело, уточнять какие-то детали, но он не может сам по себе быть следственной инстанцией», – рассказал Авакян.
А первый зампред фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич считает, что «Арсений Яценюк потчует мировое сообщество «осетриной второй свежести». «Видимо, он элементарно запамятовал, что уже было заявление Верховной рады Украины о признании России страной-агрессором, которое получило тогда краткую и емкую характеристику – бред. Но, скорее всего, украинский политический бомонд просто больше не способен рожать ничего нового по части русофобских высказываний», – уверен Клинцевич.
«Очередной пиаровский ход Яценюка»
В свою очередь профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин отмечает, что МУС имеет юрисдикцию рассматривать дела о привлечении к ответственности лиц, совершивших международные преступления. Для совершения правосудия они должны быть доставлены в этот международный орган.
«Это очередной пиаровский ход Яценюка, – сказал Лабин газете ВЗГЛЯД. – Такие заявления далеки от международного права и имеют целью не достижение международно-правовых последствий, а влияние на общественное сознание внутри Украины».
#{ussr}Без доказательств такие дела не инициируются и не рассматриваются, отметил юрист. Всем очевидно, добавил Лабин, что невозможно в таком ключе ставить вопрос и привлекать к ответственности лидера иностранного государства и, возможно, на этом фоне как-то оправдать свои промахи, в том числе в восточноукраинской кампании.
Лабин подчеркнул, что рассмотрение уголовных дел в МУС и привлечение к ответственности лиц, которые действительно отдавали преступные приказы, возможно лишь в случае явно выраженного согласия государства, гражданами которого являются обвиняемые. «В этом и заключалась основная критика этого органа. Он, по сути, неработающий, мертворожденный. Привлечь к ответственности граждан какого-то государства за международные преступления возможно только с согласия этого государства», – напомнил юрист.
Он также сообщил, что международный договор для конкретного государства вступает в силу с момента признания его юридической силы, а до момента ратификации – по общему правилу – данный договор не является вступившим в силу для конкретного государства.
«Но Венская конвенция 1969 года (о праве международных договоров) рассматривает ситуацию, когда договор подписан, но еще не ратифицирован, и предусматривает временное его исполнение, чтобы минимум не нарушать положение этого международного соглашения. Но в данном случае здесь нет юрисдикции принимать какие-либо заявления, поскольку Украина явно не выразила своего согласия на какие-либо процедуры.
США сначала подписали Римский статут, но впоследствии не только не ратифицировали его, но и отозвали свою подпись, опасаясь любых возможностей направления функций этого органа на граждан Соединенных Штатов. В данном случае у Украины есть процессуальная проблема, чтобы вообще обращаться в МУС, поскольку Римский статут так и не ратифицирован», – отметил эксперт.
«Доказательства СБУ – совершенно липовые»
В свою очередь экс-замминистра иностранных дел России, заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе тоже убежден, что МУС не будет рассматривать обращение Украины, «исходя просто из того, что нет никаких оснований для этого». «Основание может быть в том случае, когда, например, Совбез ООН определил, что было нарушение международных норм и безопасности, что были массово нарушены основные права человека», – сказал Орджоникидзе газете ВЗГЛЯД.
Что касается трех томов, подготовленных СБУ для жалобы в МУС, то эксперт подчеркнул, что одно дело – утверждение, а другое – доказательства. «Доказательств не дают, потому что их нет, – считает Орджоникидзе. – Если бы на Украине была группировка в 12 тысяч российских военных, как заявлял натовский генерал, то, наверное, ее было бы видно со спутника».
Более того, напомнил Орджоникидзе, начальник украинского генштаба сказал, что на территории страны российских войск нет. «У них идут нестыковки, – подчеркивает собеседник. – На Украине даже не могут договориться со своими менторами о том, какую линию проводить. Доказательства СБУ – совершенно липовые. Иначе бы об этом где-то когда-то кто-то как-то упоминал бы. Россия, в свою очередь, все время обращает внимание международного сообщества на массовые и грубейшие нарушения прав человека, творимые украинским режимом. А с их стороны ничего нет – и тут вдруг они собрали три тома. Видимо, из пальца высосали».
По его словам, Киев будет выдвигать самые нелепые идеи и обвинения, лишь бы сорвать минские договоренности. «До этого в Киеве говорили, что будут обращаться в ООН для направления миротворцев в Донбасс. Они не хотят выполнять договоренности и прикрываются политическими глупостями», – уверен Орджоникидзе.
Напомним, что в середине января прокурор МУС принял заявление от Московского Красного Креста (МКК) по поводу преступлений украинских должностных лиц на востоке страны. Комиссия МКК собрала доказательства военных преступлений в отношении гражданского населения, таких как убийства, истребление, порабощение, бомбежки населенных пунктов, давление голодом, подведомственные юрисдикции МУС.