Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Порошенко как политик уже обречен»
Сергей Караганов: Порошенко как политик уже обречен
«Политическая и экономическая ситуация на Украине с каждым месяцем будет только ухудшаться. В связи с этим у Порошенко остается лишь надежда на большую и длительную войну Запада против России», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Сергей Караганов, комментируя заявление президента Украины, который намерен попросить для своей страны статус «главного союзника США вне НАТО».
Украина хочет получить статус «главного союзника США вне НАТО», заявил в интервью телеканалу CNN президент страны Петр Порошенко. «Необходимо использовать все возможные методы для деэскалации ситуации (на Украине). Если в этом помогут санкции (Запада), то их нужно ввести. Если они не будут работать, возможно, нужно обратиться в Конгресс США, чтобы он предоставил нам статус основного союзника вне НАТО», – сказал Порошенко.
Запад на протяжении 25 лет проводит по отношению к России версальскую политику в бархатных перчатках. Он постоянно оттесняет Россию
Статус «главного союзника» предполагает развитие военной кооперации со странами НАТО, но при этом США не берут на себя обязательства оказания военной помощи такому союзнику. Перед войной за Мальвинские (Фолклендские) острова таким статусом располагала Аргентина. Сейчас среди «главных союзников» Израиль, Япония и Южная Корея.
Пожелание украинского лидера, на первый взгляд, укладывается в общий тренд американской политики в Восточной Европе. Президент США Барак Обама и его польский коллега Бронислав Коморовский в телефонном разговоре, состоявшемся во вторник, сошлись во мнениях – «важно поднять оборонные расходы среди европейских членов НАТО». Как отмечает РИА «Новости», США усилили лоббирование повышения оборонных расходов в НАТО, ссылаясь на Россию и обвиняя ее в дестабилизации ситуации на Украине. Москва эти обвинения отвергает. США в настоящее время вносят львиную долю в оборонный бюджет НАТО.
Беседа польского президента с Бараком Обамой показала: восточноевропейские члены альянса явно пытаются использовать ситуацию, возникшую после падения малайзийского Boing 777, для того чтобы усилить американское «прикрытие» для своих стран. «Трагедия малайзийского самолета должна мобилизовать нас на поиск решений, укрепляющих безопасность восточного фланга Евросоюза и НАТО», – подчеркнул Коморовский, которого цитирует ИТАР-ТАСС. Польский «младший партнер» Вашингтона добавил: необходимо «адекватное ситуации на Украине присутствие войск союза в нашей части Европы, должна быть развернута инфраструктура, системно актуализироваться планы обороны и проводиться учения».
Ранее о повышении военных расходов альянса шла речь в разговоре между Обамой и генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Как сообщил пресс-секретарь президента США Джош Эрнест, 8 июля Обама и руководитель Североатлантического альянса в Вашингтоне «обсудили Украину и последствия российской агрессии для европейской безопасности», а также «говорили о необходимости укрепить инвестиции в оборону и расширить оборонные возможности широкой сети партнеров, которой располагает альянс».
- Порошенко: Киев может попросить у США статус главного союзника вне НАТО
- Президенты США и Польши выступили за повышение расходов на НАТО в Европе
- При крушении Boeing над Польшей и Румынией было два самолета НАТО
- Рогозин полагает, что ЕС грозит потеря военной независимости
- Опасна ли для России группировка кораблей НАТО в Черном море
Отметим, что речь идет о возложении на европейских партнеров США хотя бы части реальных расходов по НАТО – Соединенные Штаты, которые сейчас в основном и тянут лямку затрат на альянс, держат курс на сокращение оборонных статей своего бюджета. А расходы НАТО явно будут увеличиваться. Еще в конце марта Расмуссен заявил, что события на Украине могут привести к изменениям в подходе Североатлантического альянса к приему новых членов. В частности, Расмуссен заявлял, что НАТО продолжит расширяться на Восток и усилит свое присутствие в странах – членах альянса в Восточной Европе.
При всех заявлениях администрации Обамы об урезании военных расходов следует вспомнить о том, что в американском Конгрессе на заключительной стадии принятия находится законопроект под названием «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014». Документ, в частности, предполагает: «Президент должен представить в Конгресс план, в том числе сметы расходов, для существенного увеличения помощи США и НАТО для вооруженных сил Польши, Эстонии, Литвы и Латвии и других членов НАТО, перечень которых определяется лично президентом». Предполагается, в частности, обеспечить «постоянное базирование сил НАТО в странах Балтии», а также «активизировать работу, чтобы удержать дальнейшую российскую агрессию по отношению к Украине и другим суверенным государствам в Европе и Евразии, и выделить на это дополнительные средства».
В американском законопроекте нашлось место и для «мечты» Порошенко. Пункт 303 «Акта о предотвращении агрессии» подразумевает «статус союзника (не члена НАТО) для Украины, Грузии и Молдовы», которые «в целом... соответствуют критериям», необходимым для получения этого высокого статуса.
О том, насколько реалистично выглядит перспектива получения Киевом звания «главного союзника вне НАТО», какую выгоду от этого будет иметь режим Порошенко и создаст ли это проблемы для России, газета ВЗГЛЯД поговорила с деканом факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, почетным председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергеем Карагановым.
ВЗГЛЯД: Сергей Александрович, президент Украины Петр Порошенко склоняется к мысли попросить у США предоставить Украине статус Major non-NATO Ally или MNNA – союзника Соединенных Штатов, не являющегося членом альянса. Чем мотивируется Порошенко в первую очередь? Можно ли ожидать, что США и НАТО пойдут навстречу президенту Украины?
Сергей Караганов: Надо отметить, что такого статуса в самой структуре НАТО нет. Такого статуса, как «союзник НАТО, не являющийся членом НАТО», лично я не знаю.
Союзники у США есть. Это те страны, которые связаны с Америкой взаимными договорами о безопасности: Корея, Япония, в какой-то мере Австралия.
ВЗГЛЯД: Если, как вы говорите, такого статуса в структуре НАТО нет, то какие мотивации могли быть у Порошенко? Ему должно быть хорошо известно, что можно просить у НАТО, а что нельзя.
С.К: Мотивация у него одна – привлечение внимания к своей персоне. Скорее всего, Петр Порошенко как политик уже обречен. Политическая и экономическая ситуация на Украине с каждым месяцем будет только ухудшаться. В связи с этим у Порошенко остается лишь надежда на большую и длительную войну Запада против России. Если такая война будет, то Порошенко, в случае чего, сможет хотя бы красиво убежать с Украины. А в нынешней ситуации администрация Порошенко обречена на методичное растаптывание, как и любое другое правительство подобного рода.#{interviewpolit}
ВЗГЛЯД: Пресс-служба Белого дома сообщает, что Обама и польский президент Коморовский по сути вели речь об увеличении военных расходов НАТО в Европе. Не является ли эта договоренность побуждением Украины к определенным действиям по ассоциации с альянсом?
С.К.: Обама и Коморовский не могут ни о чем договориться. Они могли только призвать европейские страны к увеличению собственных военных расходов. Это очередной призыв, который я слышу каждый год по много раз. Американцы призывают своих близких союзников и партнеров в Европе увеличить свои военные расходы уже на протяжении 50 лет. Соль ситуации в том, что основное бремя расходов НАТО всегда несли США, а европейцы только все более сокращали свои военные расходы. Сейчас большинство стран Европы довели их ниже минимума. Большинство европейских стран НАТО вообще небоеспособны. Поэтому разговор господ Обамы и Коморовского, на мой взгляд, – это обычное сотрясение воздуха.
ВЗГЛЯД: С другой стороны, если Вашингтон сотрясает воздух, то он делает это не просто так?
С.К.: На Западе принималось множество программ по реальному перевооружению, на которые выделялись сотни миллиардов долларов. Эти программы никогда не претворялись в жизнь.
ВЗГЛЯД: Могут ли эти, как вы говорите, сотрясающие воздух заявления повлиять на отношение международного сообщества к украинской ситуации и России? Например, на ход расследования крушения малайзийского «Боинга», к которому сейчас приковано внимание практически всего мира?
С.К.: На ход расследования крушения лайнера не повлияет никак. Конфронтация России и Запада шла полным ходом задолго до трагедии и продолжается.
Касалась она не только Украины. Запад на протяжении 25 лет проводит по отношению к России версальскую политику в бархатных перчатках. Он постоянно оттесняет Россию и наступает на зоны ее жизненно важных интересов. Сейчас Россия в этом плане поставила предел Западу. Вопрос уперся в то, кто на Западе захочет втянуть Россию в крупный конфликт и устроить на территории России второй Афганистан. Некоторые политологи об этом уже говорят прямо.
ВЗГЛЯД: Российские СМИ опубликовали текст «Акта о предотвращении агрессии со стороны России», рассматриваемого в Конгрессе США. В тексте есть упоминание статуса «союзник, не являющийся членом НАТО». Авторы законопроекта утверждают: кроме Украины, наиболее формально близки к получению этого статуса Грузия и Молдова. Что это может значить?
С.К.: В Конгрессе США любят и умеют придумывать что-то новое. Вопрос в том, что значит этот статус для вышеперечисленных стран и с чем его едят. Возможно, авторы законопроекта стараются обойти НАТО. Ведь Брюссель ни при каких обстоятельствах не захочет принимать в союзники ни Грузию, ни Молдову, не говоря уже об Украине.
Если даже Обама подпишет этот документ, то это совсем не значит, что НАТО предоставит кому-то что-либо. Сама Америка не захочет давать какой-либо стране гарантии безопасности, тем более в одностороннем порядке, да еще на рубежах с Россией. Многие американские политики говорили, что США за Украину ни за что воевать не будут. Не говоря уже о Грузии и Молдове.
ВЗГЛЯД: Стоит ли ожидать каких-то изменений в геополитическом поле постсоветского пространства на направлениях Украины, Грузии и Молдовы?
С.К.: Давить на Россию с этих сторон вряд ли будут. Сколько пытаются, ничего толкового не выходит. Сейчас главный вопрос в том, насколько Россия сможет разрешить кризис вокруг Украины. Этот вопрос еще открыт.