Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментария«Многие хотят вернуться в холодную войну»
Александр Рар: Запад не вправе пренебрегать интересами РФ
«Надеюсь, что с Москвой срочно начнут переговоры о создании общей свободной зоны от Атлантического до Тихого океана. Если при этом еще и Москва поймет, что европейцы строят будущее Европы вместе с ней, тогда проблемы вокруг Украины уйдут на задний план», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар, комментируя признание западных дипломатов в ошибочности своей политики по отношению к России.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, МИД России накануне откликнулся на решения, принятые «Веймарским треугольником» в понедельник. По мнению российских дипломатов, «особенно бросается в глаза» инициатива о проведении Россией и ЕС переговоров с Украиной, Молдавией и Грузией «относительно последствий для всех сторон в результате заключения странами «Восточного партнерства» соглашений об ассоциации с ЕС».
«То есть, по сути, поддерживается изначальное российское предложение, которое было выдвинуто еще в ноябре 2013 года и которое было с порога отвергнуто Евросоюзом. Как говорится, лучше поздно, чем никогда! Но готовы ли к этому в Брюсселе и упомянутых странах «Восточного партнерства» – большой вопрос», – заявили в МИДе.
Напомним, страны – участники «Веймарского треугольника»: Германия, Франция и Польша – призвали обновить подходы в политике Евросоюза к соседям на востоке, сообщила накануне Deutsche Welle*. В совместном заявлении глав МИДов трех государств: Франка-Вальтера Штайнмайера Лорана Фабиуса и Радослава Сикорского, – сделанном в понедельник в Веймаре, говорится, что Украине, Грузии, Молдавии, Белоруссии и Азербайджану необходимо позволить тесно сотрудничать как с западным, так и с восточным партнером и не ставить их впредь перед жестким выбором – либо ориентация на Запад, либо на Россию.
Собравшиеся в Веймаре западные дипломаты, кроме того, прямо признались в недооценке возможной реакции Москвы на соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной и выступили за переосмысление своей политики к России.
Кроме того, как отметили на Смоленской площади, главы дипломатии Франции, Германии и Польши фактически «подтвердили жизненность основных элементов» украинского соглашения от 21 февраля. «Вспомнили министры и о катастрофической ситуации в украинской экономике. Судя по заявлению, наши партнеры осознают, что без взаимодействия с Россией добиться существенного исправления положения будет чрезвычайно сложно», – отмечает МИД.
О том, как далеко должна зайти на Западе работа над прежними ошибками, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал научный директор Германо-российского форума Александр Рар.
ВЗГЛЯД: Александр Глебович, «Веймарский треугольник» уверяет, что не ожидал от Кремля такой резкой реакции на сближение Украины и ЕС. А почему они ее не ожидали?
Александр Рар (фото: ИТАР-ТАСС) |
Александр Рар: Стоит посмотреть, как создавалось «Восточное партнерство» Европейского союза в последние пять лет. ЕС нацелился вывести Украину, Грузию, Армению и даже Белоруссию из-под влияния России, а Россию, в свою очередь, фактически оттолкнуть от Европы в Азию. И очень мало говорилось внутри этого европейского партнерства о попытках или стимулах интегрировать Россию в общее европейское пространство.
Можно сказать, что вообще забыли о диалоге с Россией по поводу создания общей экономической зоны от Лиссабона до Владивостока. Ставка ЕС была сделана только на ассоциации с Украиной, Грузией и так далее, чтобы сделать их ближе к ЕС – за счет их экономических отношений с Россией. Это было большой ошибкой, но, к сожалению, не все в Европе это понимают.
Сейчас нужно делать абсолютно четкие выводы, признать собственные ошибки внутри ЕС и откорректировать эту политику. Это будет нелегко. Потому что внутри ЕС есть страны, которые говорят: «Мы всегда знали, что Россия не стремится в ЕС, а хочет лишь иметь контроль над зоной своего влияния...» Будут страны, которые выступят не за сотрудничество с Россией, а наоборот, за еще большую жесткость к ней: скандинавские страны, Восточная Европа и Англия.
ВЗГЛЯД: Грубо говоря, с одной стороны «еврорусофобы», с другой – прагматики, деловые люди?
А. Р.: Это не русофобный подход, здесь речь идет о своих интересах. Внутри Европейского союза есть страны, например Германия, которые способны представить себе, что вместе с Россией можно стабилизировать европейский континент. А есть страны, которые не по своей русофобии, а по своему историческому опыту всегда рассматривали Россию как завоевателя, как страну, которой нужно опасаться. В основном это соседи России, восточно-европейские страны. От них трудно ожидать, чтобы они вели конструктивную линию. Они всегда говорили, что Россию нужно сдерживать, укреплять НАТО и ЕС, и выступали за ассоциацию для Украины, Грузии, Армении и других.
ВЗГЛЯД: Страны «Веймарского треугольника» выступили за переосмысление своих действий по отношению к России. Если они все же будет пересмотрены, каким будет новый набор методов?
А. Р.: Страны «Веймарского треугольника» сделали правильный вывод. Только я не понимаю, почему такое понимание в ЕС не могло иметь место год назад, тогда бы мы избежали многих теперешних конфликтов.
- Ромпей: ЕС выступает за скорейшее подписание соглашений с Молдавией и Грузией
- Пугая Европу "русской угрозой", США готовят ее к колонизации
- В ЕС призывают удержать украинскую экономику от коллапса
- Подписан политический блок соглашения об ассоциации Украины
- Янукович: Не могу согласиться с выходом Крыма из состава Украины
Надеюсь, что с Москвой срочно начнут переговоры о создании общей свободной зоны от Атлантического до Тихого океана. Если при этом еще и Москва поймет, что европейцы строят будущее Европы вместе с ней, тогда проблемы вокруг Украины уйдут на задний план. Потому что Россия, нацеленная не на Китай, а на Европу, уже не будет противостоять тому, чтобы Украина искала выходы в Европу.
Сейчас страны ЕС могут прийти к выводу, что пора искать общий язык с Россией. Но не исключаю, что появятся силы, которые будут утверждать, что Россия – агрессор и нужно строить Европу без России. Этот ключевой вопрос будет решаться в ту или другую сторону. Вариант, которого я опасаюсь, – будут укреплять НАТО и ЕС против России и вернутся к инструментам холодной войны, когда все держались друг за друга и сдерживали Советский Союз: «Теперь будем сдерживать Россию, чтобы она на нас не напала, чтобы она нам не угрожала!» Такая психология, повторяю, тоже имеет место на Западе.
Это две абсолютно взаимоисключающие позиции. Если европейцы проявят мудрость, они займут первую. Но если пойдут на поводу у нынешних эмоций, тогда будут проблемы.
ВЗГЛЯД: Опять же, по мнению МИД России, Запад осознал, что без взаимодействия с Россией добиться улучшения дел на Украине будет чрезвычайно сложно. Означает ли это, что Запад скоро открыто попросит Кремль о помощи?
А. Р.: Каждому трезвомыслящему человеку абсолютно ясно, что Украину стабилизировать финансово, экономически в одиночку ни Европейскому союзу, ни России не под силу. Нужны совместные действия. Я думаю, это единственный выход, но к этому еще не все пришли. Посмотрите на решение НАТО, которое сейчас больше не хочет сотрудничать с Москвой... Так что не все так просто. На Западе достаточно сил, которые еще не говорят одним языком.
ВЗГЛЯД: Страны «Веймарского треугольника» теперь поддерживают идею совместных с Россией, то есть в трехстороннем формате, переговоров с Украиной, Молдавией и Грузией. Почему они передумали? И не будут ли возражать другие важные члены ЕС, например Великобритания?
А. Р.: Страны «Веймарского треугольника» заставила передумать трезвая оценка ситуации, понимание, почему Москва действовала на Украине, особенно в Крыму, так жестко, что за этим стоят экономические интересы востока Украины и самой России, которыми Запад не имел права пренебрегать. А также понимание, что все эти страны: Украина, Молдавия, Грузия и так далее – настолько экономически связаны с Россией, что нельзя было их ставить перед выбором – или-или. Хорошо, что такие заявления были сделаны, посмотрим, как они будут реализоваться. Очень возможно, что остальные будут возражать.
ВЗГЛЯД: Как считает МИД России, «Веймарский треугольник» фактически «подтвердил жизненность основных элементов» киевского соглашения от 21 февраля. Почему о нем вспомнили только сейчас?
А. Р.: Могу лишь предположить, что тому объективные причины – сначала надо тушить пожар, который возник на Украине, решать срочные экономические проблемы.
От соглашения 21 февраля никто никогда не отказывался. Для России его нужно было реализовать на сто процентов и держаться за него, никуда не отступать. А на Западе говорили, что оно было нарушено самой ситуацией: Янукович потерял власть, Майдан перестал слушать лидеров оппозиции и ситуация не то чтобы вышла из-под контроля, а развивалась дальше. Договор, может быть, где-то устарел, но никто в Евросоюзе не говорит, что он неправильный и за него не стоит держаться.
Там есть важные элементы, которые рано или поздно послужат фундаментом для урегулирования на Украине: например, подключить к управлению страной власти Восточной Украины, чтобы появилась новая исполнительная власть, которая будет признана всеми в мире, будет легальной, и, конечно, изменение конституции. Все эти меры обсуждаются Россией, европейцами, американцами, украинцами.
ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили утверждение авторов британской газеты The Telegraph о том, что Путин выигрывает психологическую войну, преподавая Западу своими действиями в отношении Украины мастер-класс?
А. Р.: Вопросы о том, кто победил, кто проиграл, только подливают масла в огонь. Если мы выйдем на разумное понимание того, что мы вместе отвечаем за укрепление Европы, за создание общей экономической зоны, если кризис приведет к тому, что наконец-то Евросоюз или Евразийский союз создадут общую платформу сотрудничества, если мы поймем, что угрозы, перед которыми мы находимся, – не внутри Европы, а они общие для нас – за пределами Европы, тогда мы все победим.
Но многие хотят вернуться в холодную войну, которая может быть им удобна, потому что они делают карьеру на холодной войне, такие силы есть во всех странах, в том числе и в России. И если мы пойдем на поводу у этих сил, тогда Европа будет расколота. Поощрять вот этот раскол ни в коем случае нельзя. Нужно до последнего искать выходы из очень сложного положения.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента