Сергей Миркин Сергей Миркин Зеленский пойдет на выборы, только если выбора не будет

Подготовка к выборам означает, что ЗЕ-команда допускает такую возможность, но не говорит об окончательном согласии на них Зеленского. Он даст добро на начало избирательного процесса только в том случае, если на 100% будет уверен в своей победе.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Европа выбрасывает демократию за ненадобностью

Европа беднеет, становится малоперспективным экономическим захолустьем мира. Недовольство граждан непременно будет расти – а значит, можно ожидать и подъема популярности тех партий и политиков, которых принято считать несистемными.

24 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

13 комментариев
6 августа 2013, 21:40 • В мире

Последний взвод «Османской империи»

В Баку анонсировали создание единых с турками войск

Последний взвод «Османской империи»
@ Reuters

Tекст: Арсен Хизриев

В Баку и Тбилиси неожиданно объявили о возможности военного партнерства с Турцией. Произошло это накануне визита азербайджанского министра обороны в Вашингтон, где тот заверил Пентагон в своей готовности к сотрудничеству. Эксперты полагают, что создание военного «треугольника» в Закавказье было бы на руку США для возможного удара по Ирану.

Во вторник находящийся с визитом в США министр обороны Азербайджана Сафар Абиев встретился со своим американским коллегой Чаком Хейгелом.

Напряженность на Кавказе будет нарастать, и угроза возникновения военного конфликта с втягиванием туда Турции и России станет более чем реальной

Гость, в частности, заверил, что Азербайджан и после 2014 года будет вносить свой вклад в операции в Афганистане. Абиев подчеркнул, что это намерение его страны «уже получило поддержку НАТО». По его словам, «объединение усилий в борьбе с терроризмом и совместное участие в операциях международной коалиции вносит вклад в укрепление азербайджано-американского сотрудничества».

Министр обороны США Чак Хейгел в своем ответном выступлении не поддержал тему Афганистана, а переключился на Иран, заявив, что тому следует как можно скорее принять меры, чтобы ответить на обеспокоенность мирового сообщества относительно его ядерной программы.

Как сообщило РИА «Новости», Хейгел поблагодарил граничащий с Ираном Азербайджан за его роль в становлении региональной безопасности и стабильности, а также за помощь американским военным с транзитом в Афганистан. Хейгел и Абиев договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, военных реформах и безопасности на море.

«Одна нация, одна армия»

Накануне визита Абиева за океан член комитета по безопасности и обороне Милли Меджлиса Азербайджана Захид Орудж выступил с сенсационным утверждением о том, что его страна и Турция уже приступили к формированию единой армии. Формула сотрудничества с Турцией, озвученная Оруджем, заявлена как «одна нация, одна армия».

Напомним, в середине июля в учебном центре Гарагейбат армии Азербайджана проходили совместные с турками учения. Совместные маневры теперь каждый год решено поочередно проводить в Азербайджане и Турции. Как сообщает азербайджанская газета Trend, содержание партнерской программы заключается не только в совершенствовании армии, но и в применении стандартов НАТО и усилении влияния Турции в регионе.

«В этой сфере Азербайджан и Турция предпринимают совместные стратегические шаги. Впредь, расширив возможности, можно создавать военные соединения, взводы, выполняющие одну и ту же миссию определенного направления. Для этого есть политическая воля, достаточно ресурсов», – заявил Орудж.

Орудж назвал учения очень значимыми в плане повышения боеготовности воинских подразделений, мотострелковых дивизий, освоения навыков управления из единого центра и демонстрации тактико-технических возможностей.

«Курсы внесут вклад в сферы сближения связей, совместного выполнения единых тактических планов, использования совместного оружия, реализации учений соединений, передачи опыта в области наведения тяжелого вооружения на цель и других областях», – добавил парламентарий.

Впрочем, депутат тут же перешел от темы армейского взаимодействия к геополитике. По его словам, совместные учения свидетельствуют о том, что оба государства формируют единый взгляд на вопросы безопасности, и наряду с экономическими, политическими и дипломатическими основаниями этих отношений создается и самый важный их компонент – военный.

Он заявил, что формула сотрудничества сторон должна теперь отличаться от ныне принятой «Одна нация, два государства» и звучать как «Одна нация, единая армия». «В этом направлении есть возможности совершенствования армии с применением при этом стандартов НАТО. В этой сфере Азербайджан и Турция предпринимают совместные стратегические шаги», – сказал депутат.

На заявление Оруджа в тот же день откликнулись в Ереване, однако там его не восприняли всерьез. Армянский военный эксперт Грачья Петросянц назвал это «фантастикой».

«Если армия едина, то не может быть два отдельных государства, если армия едина, то едины и государства, – цитирует его портал PanARMENIAN.Net. – С независимой Турцией и независимым Азербайджаном это невозможно, в том числе и из-за различий военной системы, существует большое различие и с нравственно-психологической точки зрения. Они могут очень активно сотрудничать, но объединиться не могут».

Тбилисский гамбит

Соседняя Грузия также изъявила желание расширить военное сотрудничество с Азербайджаном и Турцией. «Настало время создать трехсторонний формат сотрудничества с точки зрения военной индустрии с Азербайджаном и Турцией», – заявил ранее министр обороны Грузии Ираклий Аласания информагентству EurasiaNet. Уже объявлено, что вслед за Абиевым 20 августа Аласания тоже едет в США. Эксперты не исключают, что сколотить подобный военный «треугольник» входит в планы Пентагона.

Также Грузия планирует углубить военное сотрудничество с Израилем. По словам Аласании, речь идет в первую очередь о защите нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и безопасности других стратегических проектов.

«Думаю, сценарий написан в Вашингтоне. Насколько это может оказаться жизненным в такой взрывоопасной ситуации, связанной и с Сирией, и с Ираном? Насколько это просчитано и необходимо для самих государств? Это вопросы открытые, потому как, по замыслу США, эти государства предназначены стать плацдармом для удара по Ирану», – пояснил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин.

Впрочем, расклад сил в этом году неожиданно изменился. По мнению эксперта, Турция теперь сама рискует превратиться в источник смуты для бывших советских республик.

«У самой Турции сегодня усиливаются внутренние противоречия, этому способствуют и беженцы из Сирии, и вовлеченность турецкого руководства в решение сирийского конфликта. Что провоцирует большую часть населения на протесты, разжигает ситуацию с курдами. Азербайджан рискует ввязаться в эту нестабильность, которая формируется не только в Турции, но и в регионе в целом», – пояснил Козюлин.

#{smallinfographicleft=328927}Эксперт не исключает, что в случае «глубокой интеграции» вооруженных сил Азербайджана и Турции это резко усилит риски новой войны в Карабахе.

«Подобный альянс также является сигналом и для Армении. Может, руководству Азербайджана придет в голову, что теперь, имея такого партнера за спиной, можно попытаться решить карабахскую проблему силой», – сказал Козюлин.

Схожего мнения придерживается и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Для Азербайджана по-прежнему главная проблема – Нагорный Карабах, и раскачивание азербайджанских мускулов, в том числе закупка наступательных вооружений, подтверждают стремление усилить свои позиции в военно-политическом плане на предстоящих переговорах по этой проблеме», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.

Клуб по интересам вместо Антанты

Коротченко не ожидает от Баку и Анкары реального объединения армий, однако допускает возможность создания нового регионального блока. «Трудно предположить, что альянс будет именно таким, учитывая, что Турция – член НАТО, а Азербайджан и Грузия – нет. Конечно, можно предположить, что Турция стремится повлиять на политику Азербайджана, подготавливая офицерский состав для его армии. Но, думаю, «тройственный союз» пока что маловероятен, а вот объединение в некий «клуб по интересам» вполне может произойти», – сказал эксперт.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков также сомневается в возможности создания единой армии, защищающей интересы двух разных суверенных государств.

По его мнению, Азербайджан лишь пытается при помощи подобных заявлений расширить свое влияние. «Это свидетельствует о том, что Азербайджан пытается решить проблему с Нагорным Карабахом военным путем, пытаясь привлечь Турцию за счет «интернационализации конфликта», понимая, что в одиночку сделать ничего не сможет», – заявил эксперт.

Сивков полагает, что компромиссным решением для Баку и Анкары было бы создание коалиционного управления отдельными вооруженными объединениями. «Это вполне реально – создать коалиционные силы для решения каких-то задач, создать коалиционное командование по натовской схеме», – пояснил он.

По мнению специалиста, сближение Баку и Анкары в военной сфере может навредить не только самому Южному Кавказу, но и Москве. «Напряженность на Кавказе будет нарастать, и угроза возникновения военного конфликта с втягиванием туда Турции и России станет более чем реальной», – предупредил Сивков.

Эксперт считает, что стремление Турции к доминированию, к символическому возврату во времена Османской империи противоречит идеям суверенности Грузии и Азербайджана. В этом контексте готовность Тбилиси к налаживанию партнерских отношений с Анкарой выглядит особенно странно. «Это свидетельствует о том, что политическое руководство Грузии по-прежнему является антироссийским и по-прежнему смотрит на Запад», – добавил Сивков.

Напомним, что Баку, Тбилиси и Анкара весьма тесно сотрудничают в области добычи и транспортировки газа. В декабре 2011 года они подписали меморандум о взаимопонимании по строительству трубопровода TANAP общей стоимостью 6 млрд долларов для транспортировки газа, добываемого в азербайджанском Шах-Денизе транзитом по Грузии в Турцию в страны Евросоюза.

Кроме того, в 2010 году Турция ратифицировала свое участие в проекте другого газопровода – Nabucco. Но затем переговоры о поставках азербайджанского газа по этой трубе в Евросоюз между Анкарой и Баку были приостановлены – ссору между двумя столицами вызвали попытки Турции нормализовать отношения с Арменией. В начале прошлого года Турция отказалась оказывать поддержку Nabucco.

..............