Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
24 сентября 2015, 14:14 • Общество

Заподозренные в пытках полицейские проверяли сами себя

Заподозренные в пытках полицейские проверяли сами себя
@ Денис Абрамов/ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Сотрудников полиции из ОП «Заречный» Свердловской области в четверг обвинили в применении пыток. Причем, как выяснила прокуратура, доследственную проверку по этим фактам проводили те же люди, которые, предположительно, избивали задержанных. ЧП вызвало эмоциональный спор между местными МВД и СК. Но эксперты полагают, что случай на Урале вряд ли должен вызвать проверки по всей стране.

Шесть фигурантов: пятеро задержаны, один в бегах

Полиция – это огромная и сложная система, которую быстро реформировать невозможно

В Свердловской области задержаны все шесть полицейских – фигурантов дела о пытках над задержанными в отделе полиции «Заречный». «Все подозреваемые задержаны. В скором времени будет решен вопрос об избрании в отношении них меры пресечения», – сообщила ТАСС представитель областной прокуратуры Марина Канатова.  «Либо сегодня, либо завтра поступит материал в прокуратуру», – сказала она.

В данный момент прокуратура изымает документы в «Заречном». «Изучаются документы на наличие законности принятых процессуальных решений. Мы подозреваем, что они сокрыли некоторые преступления, которые сами и совершили», – пояснила Канатова.

Между тем представитель регионального СК Александр Шульга не подтвердил, что задержаны все фигуранты. Он сообщил, что задержаны пятеро, местонахождение шестого устанавливается. «Всем задержанным предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий в зависимости от роли каждого из них», – пояснил он.

На сайте регионального СК отмечается, что сотрудники ОП «Заречный» применяли насилие в отношении граждан, доставленных в отдел полиции по подозрению в совершении убийства с целью добиться нужных показаний. «Притом, как оказалось, к убийству эти граждане не имели абсолютно никакого отношения. Оперативные сотрудники полиции заводили нескольких граждан поочередно в служебный кабинет по одному, где издевались над ними. Каждый раз меняясь в составе, сообщники пытали людей, избивали их, душили. Среди незаконных методов были и нанесение многочисленных ударов, и лишение доступа к кислороду, и психологическое принуждение», – отметили в СК.

В результате один из задержанных, не стерпев мучений, оговорил себя, признавшись в совершении убийства. И только позднее следователи установили, что он не виноват.

Аналогично в начале 2014 года был избит и другой доставленный в полицию. Из-за побоев он лишился селезенки.

Но уголовное дело против полицейских, принимавших участие в пытках, было заведено только накануне. В деле фигурируют шесть должностных лиц ОВД, в том числе из руководящего звена. Речь идет о начальнике отдела полиции № 29 межмуниципального отдела МВД «Заречный» Александре Дубровине, начальнике отдела уголовного розыска Александре Махаеве, двоих старших оперуполномоченных Эдуарде Ударцеве и Абае Маманове. Кроме того, фигурантами стали начальник отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Евгений Власов и оперуполномоченный того же подразделения Анатолий Куриленко.

Не поделили преступление

Ситуацию прокомментировали и в местной полиции. «Выявлено несколько криминальных эпизодов», – отмечал начальник пресс-службы областного ГУ МВД Валерий Горелых.

По его словам, над раскрытием этого преступления работают сыщики регионального УФСБ, полицейские из службы собственной безопасности ГУ МВД и сотрудники СК.

«Как только стало известно об этих противоправных деяниях, была проведена совместная спецоперация. Позиция начальника областного главка МВД Михаила Бородина в подобных ситуациях остается предельно четкой – кто бы ни переступил черту закона, должен понести наказание вне зависимости от боевых заслуг, должностей и званий», – добавил Горелых, слова которого приводятся пресс-службой главка.

Все подозреваемые по делу отстранены от работы на время следствия. По вскрывшимся фактам проводится служебная проверка. Если вина подозреваемых будет установлена, накажут не только их, но и их руководителей.

В ОВД города Заречный в четверг, не дожидаясь выводов расследования, по приказу начальника областного ГУ МВД Михаила Бородина уже был назначен новый руководитель – замначальника ОВД города Нижний Тагил Рафаил Мингалимов.

Личному составу, по словам Горелых, «разъяснена сложившаяся ситуация и предпринимаемые меры по объективному расследованию озвученных фактов».

Между тем вопрос о том, кто именно выявил предполагаемых «оборотней в погонах», вызвал споры нескольких силовых ведомств. ЧП в «Заречном» взял под личный контроль замгенпрокурора России Юрий Пономарев. При этом управление Генпрокуратуры в УрФО призвало следователей и полицейских перестать спорить друг с другом. «Представляется недопустимой публичная полемика между пресс-службами региональных силовых ведомств, развернувшаяся по поводу обстоятельств, которые подлежат установлению и доказыванию строго в рамках процессуальной деятельности», – отмечается на сайте надзорного ведомства.

«Экспрессивные, эмоционально окрашенные заявления из уст их официальных представителей – в том числе относительно роли и степени участия тех или иных структур в выявлении преступных деяний – являются неуместными, поскольку они лишь нагнетают негативный информационный фон и, в конечном счете, способны причинить вред интересам следствия», – добавили там.

До этого сотрудники полиции сообщали, что активную роль в раскрытии преступлений сыграла служба собственной безопасности МВД. На что официальный представитель регионального СК заявил, что «громкие заявления полицейских о том, что они сами доблестно пресекли эти должностные преступления», выглядят как оправдание.

Сами нарушали, сами проверяли

#{smallinfographicleft=768018}Свердловская областная прокуратура сообщает, что подозреваемые в пытках уральские полицейские сами же и проводили проверки по этим фактам.

При этом полицейскими «неоднократно выносились незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые Белоярским межрайонным прокурором отменялись и направлялись с требованием устранения нарушений уголовно-процессуального закона». В последний раз материал был отменен, изъят в связи с волокитой и направлен в Следственный комитет по Свердловской области для дальнейшей проверки.

«Учитывая, что в действиях сотрудников отдела полиции, принимавших необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, усматриваются признаки сокрытия преступления, накануне, 23 сентября, прокурор области Сергей Охлопков направил материалы в СУ СК России по Свердловской области для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 285 УК РФ («Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан»)», – добавили в прокуратуре.

Полиция работает все же лучше, чем раньше

Зачем ставить позорное клеймо на всех?

По мнению члена Общественного совета при МВД России Константина Абрамова, из случая на Урале сложно делать далеко идущие выводы: «Я бы, конечно, хотел надеться, что таких случаев в последнее время стало гораздо меньше. Я вижу достаточно серьезные усилия, которые предпринимает руководство МВД для изменения ситуации. Вижу, что больше ответственности за своих подчиненных стали нести руководители, полиция чистит свои ряды, и даже кажущиеся незначительными преступления берутся на особый контроль», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

Нынешнее ЧП говорит «только о том, что полиция – это огромная и сложная система, которую быстро реформировать невозможно».

Председатель независимого профсоюза милиционеров Москвы Михаил Пашкин считает, что после ЧП в «Дальнем» в Казани «все испугались». «Но почему это происходило и происходит сейчас? Потому что как был, так и остается план. Когда полицейским говорят, что нужно повысить раскрываемость, часть из них идет и тупо начинает выполнять поручение, не думая, как это сделать. Если нужно сделать это любым способом, то они и действуют соответствующе, как показывают в американских и наших криминальных сериалах», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

Помимо «палочной системы» эксперт усмотрел негатив и в сокращении штатов МВД.

Смысла в поголовных проверках отделений полиции после случая на Урале эксперт не видит: «Бесполезно. Нужно менять систему. Вернее, система оценочных показателей давно уже изменена. В законе «О полиции» четко сказано, что главный критерий – не раскрываемость, а оценка работы полицейских населением. Вот сейчас проходили выборы. Можно было бы положить в урны и листочек о том, как вы оцениваете работу местной полиции. Если больше 60% населения выставляет ей неудовлетворительную оценку, тогда руководство ОП нужно увольнять и без права восстановления в органах МВД», – резюмировал он.

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко в комментарии газете ВЗГЛЯД заявил, что он против «огульного подхода» и перетряхивания из-за случая в Свердловской области всей системы МВД. «Есть конкретный факт в конкретном управлении. Вот с ним и нужно работать. Зачем ставить позорное клеймо на всех?» – сказал он.

При этом Денисенко призвал к максимально открытому расследованию эпизода на Урале. Он также сказал, что, по его ощущениям, подобных случаев стало меньше. В том числе и потому, что в свое время правильные выводы были сделаны из ЧП в Казани.

А то, что уральские полицейские, предположительно, не только преступали закон, но и сами же проводили доследственную проверку по этим фактам, депутат считает абсурдом и безобразием.

«Дальний»

О случаях насилия над задержанными, доставляемыми в отделения полиции в России, сообщается нередко.

15 августа в столичном ОП «Царицыно» повесился задержанный за административное правонарушение. После этого началась проверка, призванная определить степень возможной вины сотрудников полиции, отвечавших за его содержание.

Самый громкий инцидент с применением насилия к задержанным был связан с деятельностью получившего печальную известность ОП «Дальний» в Казани. В марте 2012 года его сотрудники до смерти замучили задержанного Сергея Назарова. Со слов родственников мужчины, его изнасиловали бутылкой из-под шампанского, что и привело к смерти. После этого инцидента в отделе полиции было выявлено еще несколько эпизодов преступной деятельности.

..............