Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
23 июля 2015, 19:50 • Общество

Для подтверждения легенды об императоре только экспертизы почерка недостаточно

Для подтверждения легенды об императоре только экспертизы почерка недостаточно
@ РИА «Томск»

Tекст: Юрий Зайнашев

Историки крайне скептично восприняли новость о том, что некие графологи доказали идентичность почерков Александра I и святого старца Федора Кузьмича. Что, в свою очередь, должно подтвердить старую легенду, касающуюся судьбы русского императора. Зато потомки Романовых отреагировали на это совсем иначе.

Президент Русского графологического общества Светлана Семенова выявила идентичность почерков российского императора Александра I и святого старца Феодора Томского. Об этом она сама сообщила в четверг в Томске.

Ничего не мешает провести генетическую экспертизу этих останков, потому что маркеры семьи Романовых достаточно хорошо известны по Y-хромосоме

«Мне отдали рукопись Александра I, которому было 45 лет, и рукопись, которая, как я уже теперь знаю, принадлежала Федору Кузьмичу. Я увидела, как графолог, необычность почерка, необычную связь между психологическими качествами, свойствами личности и графикой написания», – рассказала Семенова, отметив, что поначалу не знала, кому принадлежат письма.

По ее словам, исследовав малозаметные признаки письма и психологические качества их авторов, она пришла к выводу, что, с большой долей вероятности, «это был один и тот же человек». «Единственная разница – в рукописи старца в 82 года он весь переместился в духовный мир. То есть аркообразность, круглость почерка была направлена. Но доминанты есть, такие доминанты были во всех рукописях», – подчеркнула графолог.

Как известно, в 1837 году в Томск прибыл старец, называвший себя Федором (Феодором) Кузьмичом. Согласно одной из версий, на самом деле это был отрекшийся от престола император Александр I. Он якобы инсценировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России, чтобы замолить грехи. Вел праведную жизнь, за которую его начали почитать. Последние годы жизни старец провел в Томске, где и умер. Могила стала местом паломничества. За свое подвижничество в 1984 году старец канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых. В 1995 году были обретены мощи Феодора, ставшие одной из святынь Томска.

«10 000 дней Царского Пути»

Александр I и  Феодор Томский(Фото: Wikipedia)

  Александр I и Феодор Томский (фото: Wikipedia)

Профессор парижского Института восточных языков и цивилизаций, исследователь жизни Александра I, доктор истории Андрей Рачинский рассказал, что на связь императора и старца указывает множество других косвенных признаков, помимо схожести почерков. Например, гравюра, изображающая томского старца, висела в кабинете императора Александра III наряду с портретами его коронованных предков, а томский купец Семен Хромов, у которого святой жил в Томске, передал вещи Федора Кузьмича главе Священного синода Константину Победоносцеву.

Также он отметил, что Елизавета Алексеевна – супруга Александра I – не провожала усопшего после смерти в столицу, осталась в Таганроге и лишь спустя полгода поехала в Петербург, но не доехала до столицы и умерла в тульском городе Белёв. По его словам, считается, что она инсценировала смерть, как и император, и жила в монастыре под именем Веры Молчальницы. «То есть это косвенное доказательство того, что между супругами был договор», – заметил ученый.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в Томске открылся первый международный форум, посвященный личности императора Александра I. Он приурочен к 190-летию кончины царя, 20-летию обретения мощей святого старца Феодора Томского и затрагивает одну из самых загадочных страниц русской истории: возможность тождества императора и старца. Инициатор проекта – томское отделение Русского географического общества (РГО). В перспективе отделение планирует создать туристический маршрут Екатеринбург – Тюмень – Красноярск – Томск по местам странствий Федора Томского «10 000 дней Царского Пути».

Вопросы к отчету Светланы Смирновой сразу возникли у ведущего научного сотрудника Института «Русская антропологическая школа» РГГУ, кандидата исторических наук, специалиста по Романовым Евгения Пчелова.

«Во-первых, насколько репрезентативна база источников, которыми она пользуется? Какой текст Александра I она имела? Насколько он был велик? Ведь по маленькому отрывку сложно составить какое-то представление. Во-вторых, откуда у нее и что за тексты Федора Кузьмича? – перечислил Пчелов в интервью газете ВЗГЛЯД. – Пока это неясно. Текстов много сохранилось, но вопрос в том, что ей удалось получить. Что касается самой экспертизы, то следует представить ее серьезные результаты и материалы, которые были использованы. Подобные вещи следует публиковать в научной печати».

Пчелов сомневается в самом статусе общества графологов. «Это серьезная структура? Насколько я понимаю, это просто общественная организация. Графология – очень сложная наука. Вокруг нее много псевдонаучных вещей. Этим делом должны заниматься криминалисты. Будь это государственная структура – другое дело. Экспертиза останков царской семьи проводилась на официальном уровне, в Генпрокуратуре», – напомнил Пчелов.

«Среди профессиональных историков, которые занимаются историей Александра I, однозначно отрицательное отношение к попыткам отождествлять его со старцем. Никто из серьезных исследователей этой версии не придерживается», – заключил историк.

Зато среди потомков Романовых многие сочли свидетельство графолога правдоподобным. «Действительно, так и было. Легенда давняя, но к ней всегда относились с верой. Потому что слишком много было таких жизненных обстоятельств Александра Благословенного, которые указывали на высокую вероятность такого поступка, – сказал газете ВЗГЛЯД Алексей Брагин-Бобринский, потомок Екатерины Великой и графа Орлова. – В старшем поколении нашей семьи всегда говорили, что старец Федор Кузьмич – это ушедший из мира император Александр».

Маркеры семьи Романовых

Сторонники версии о «тождестве» также опираются на сообщения о том, что могила Александра I оказалась пуста, когда в 1921 году ее вскрыли большевики.

«Да, есть слухи о том, что якобы открыли, а там никого нет. Но на самом деле это тоже неизвестно. Фактов нет. Даже нет фактов, что их вообще вскрывали. Специалисты Петропавловского некрополя не располагают сведениями о том, что вообще эти могилы вскрывались в советское время. И я тоже не думаю, что они вскрывались», – признался Пчелов.

«Смерть Александра достаточно четко задокументирована. И с медицинской точки зрения есть документы. И свидетельства современников, которые присутствовали при заболевании и смерти. Представить себе, что была проведена столь масштабная фальсификация? Это очень маловероятно. Это почти как отречение Николая II, вокруг которого тоже много чего нагородили, но, с другой стороны, все это совершенно не выдерживает научной критики, – подытожил Пчелов. – Так что я считаю все эти разговоры мифологизацией».

Касаясь позиции РПЦ в этом споре, протоиерей Максим (Обухов) из Московского патриархата напомнил газете ВЗГЛЯД, что старец Федор канонизирован только на сибирском уровне, а не на уровне всей РПЦ. «Существует местная канонизация, это первая стадия, это местно чтимые святые», – пояснил отец Максим.

Он поделился с газетой ВЗГЛЯД своим личным мнением. «Ничего не мешает провести генетическую экспертизу этих останков, потому что маркеры семьи Романовых достаточно хорошо известны по Y-хромосоме. Там не будет никаких сомнений. Такая экспертиза должна быть верифицированной, с участием епархии и с несколькими альтернативными лабораториями. Еще лучше провести расследование с участием государства, например прокуратуры, чтобы заключение было официальным – во избежание спекуляций. Вопрос-то политический – он касается главы государства», – подытожил отец Максим.

..............