30 июня, четверг  |  Последнее обновление — 22:22  |  vz.ru

Главная тема


В Балтийском флоте обнаружили "сплошное воровство"

«В реальности было так»


Захарова рассказала, как сотрудник ЦРУ ударил российского полицейского

«серьезно подтянулись»


Минобороны заявляет об успехах в разработке беспилотников

социологический опрос


Выяснилось отношение немцев к отправке солдат для «сдерживания России»

«атакуют политически»


Асад: Запад ведет секретные переговоры с властями Сирии

«продажа почки»


Владелец автомобиля Rolls-Royce отсудил у челябинского рабочего 3,4 млн рублей

«не ведем и не собираемся»


Киев отказался от переговоров по тексту соглашения об ассоциации Украина-ЕС

армия и вооружения


За что Шойгу с позором уволил командование Балтийского флота

отступили с позиций


Атака украинских войск застала врасплох армию Новороссии

сезон отпусков


Наталья Андросенко: Часто меня спрашивают — можно ли в Крыму нормально отдыхать?

Вопрос дня


Эрдоган принес извинения за сбитый российский бомбардировщик. Изменило ли это ваше отношение к Турции?

«Камеры «Боинга» могли заснять полет ракеты»

Эксперт сомневается в объективности международного расследования крушения Boeing 777 на Украине

18 июля 2014, 19:40

Текст: Роман Крецул

Версия для печати

«Предполагаю, что украинские военные могли развернуть «Бук», команда не была информирована – комплекс не был завязан в единую систему, поэтому они что-то увидели и на всякий случай запустили ракету. А это оказался гражданский самолет», – заявил газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик-испытатель Игорь Маликов.

Президент России Владимир Путин и премьер Малайзии Наджиб Разак в разговоре по телефону заявили о важности обеспечения объективного международного расследования причин крушения Boeing 777. Они уверены, что этому способствовало бы немедленное прекращение военных действий на Юго-Востоке Украины. К тщательному расследованию призывают и в Совете Безопасности ООН. Об этом говорится в принятом в пятницу заявлении.

Накануне Boeing 777 малайзийских авиалиний упал на территорию Украины недалеко от российской границы. На борту находились 298 человек, все они погибли, обнаружены тела примерно 200 пассажиров.

О том, что может выявить расследование и как оно должно проводиться, газете ВЗГЛЯД рассказал замначальника Летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, многим уже «все ясно», в частности, в Вашингтоне, на Украине. СМИ США прямо пишут, что русские в любом случае виноваты: либо российские военные сбили, либо ополченцы поставленными Россией ракетами. Российская сторона с этим не соглашается. Как, на ваш взгляд, нужно проводить расследование, чтобы с его результатами согласились все и ни одна сторона их не оспаривала?

Игорь Маликов: У нас есть серьезные документы по этому поводу – правила расследования авиационных происшествий. И там изложены все этапы расследования. Это основополагающий документ. За рубежом есть те же самые документы. Но может быть подтасовка фактов – это мое личное мнение.

В принципе, определить, что, как и почему – очень просто. Если стреляли из маленького комплекса, то у него боевая часть всего 2,5 кг. Но такой переносной комплекс не достанет до цели на такой высоте. У ракеты тепловая головка наведения. Она, конечно, попадет в двигатель. У самолета два мощных двигателя, что позволяет ему выполнять полет даже на одном из них. Предположим, если ракета попала в один двигатель, то у пилота будет время сообщить на землю о случившемся. Тут, по всей видимости, была очень большая боевая часть, и это связано, наверное, с каким-то большим военным комплексом. Наверное, использовался «Бук», который есть у украинской армии. У ополченцев нет никаких «Буков». У них маленькие «Иглы». Поэтому не может быть разговора о причастности ополченцев. Откуда стреляли, я не могу этого сказать. Это можно определить по спутникам, которые обнаруживают тепловые вспышки.

ВЗГЛЯД: У России есть спутники, которые могут засечь пуск ракеты?

И.М.: Они расположены над потенциальными противниками. Им незачем отслеживать Украину. Американские отслеживают эту территорию. Но правды они, конечно, не скажут.

Игорь Маликов замначальника летного испытательного центра (фото: vaul.ru)
Игорь Маликов, замначальника Летного испытательного центра (фото: vaul.ru)

ВЗГЛЯД: Ополченцы не так давно заявляли, что им удалось захватить один комплекс «Бук»...

И.М.: Они же давно вывели его из строя. Я не думаю, что они могли его использовать. Этим комплексом управлять очень сложно: это целая система. Это из автомата Калашникова может один человек стрелять. А комплексом управляет группа людей. Нужно несколько машин, которые должны быть связаны радиосетями. Одна обнаруживает, вторая отдает команду, третья управляет. Потом еще пусковая установка. Люди должны быть подготовлены. С улицы их не пустишь.

ВЗГЛЯД: Можно освоить управление «Буком» за короткий период?

И.М.: Это сложная техническая система. Вряд ли.

ВЗГЛЯД: Средства ПВО могут определить принадлежность самолета – гражданский он или военный?

И.М.: Нет. Они видят просто метку. Это боевые комплексы. У них есть система свой-чужой. Они не рассчитаны на гражданские суда, которые не оборудуются этой системой. Воздушное движение, условно говоря, как железнодорожный путь, только в небе. Все знают, что в такой-то момент пройдет «поезд». Об этом всем сообщается. В единой системе должны знать, что сейчас проходит гражданский борт. Если незапланированное появление, значит, какой-то военный борт. Незамеченным ничего пройти не может. Предполагаю, что украинские военные могли развернуть «Бук», команда не была информирована – комплекс не был завязан в единую систему, поэтому они что-то увидели и на всякий случай запустили ракету. А это оказался гражданский самолет.

ВЗГЛЯД: По обломкам, повреждениям самолета можно определить тип ракеты?

И.М.: Конечно. Каждая боевая часть имеет свои особенности. Стоит посмотреть на пробоины, достать осколок – и сразу будет все ясно. Это определяется элементарно.

ВЗГЛЯД: Если выяснится, что это ракета комплекса «Бук», можно будет определить, где и когда она была изготовлена, в какой части стояла на вооружении?

И.М.: Это может быть сложно. Это возможно, если они найдут номер на каком-нибудь осколке. Но уже не на боевой части, на которой номер не ставят, а на самом фюзеляже. Отрицать такой вариант нельзя. Эти ракеты в свое время были сделаны в России. Они просто достались Украине и лежали у них на складах.

ВЗГЛЯД: Черные ящики могут что-то дать?

И.М.: Конечно, могут, но не полностью. Эта машина достаточно новая с точки зрения ее производства. «Боинг-777» – один из последних. На нем масса видеокамер, которые наблюдают с разных сторон. Если какие-то записи останутся, то их можно посмотреть. Как правило, видеокамеры работают во время полета. Они все фиксируют. Они могли заснять полет ракеты на последнем этапе.

ВЗГЛЯД: Должны были остаться записи переговоров экипажа?

И.М.: Если они переговаривались между собой после попадания ракеты, то такое возможно. А если все произошло внезапно, то мгновенная разгерметизация, все теряют сознание – и тогда это маловероятно.

Обломки падали в разных местах. Это говорит о том, что самолет сильно повредило в воздухе. Он развалился на части в полете.

ВЗГЛЯД: И у экипажа не было возможности доложить о случившемся?

И.М.: Видимо, не было. Если бы это была маленькая «Игла», то они могли бы на одном двигателе продолжить полет, сообщить, что случилось.

ВЗГЛЯД: Можно ли по месту удара ракеты определить, откуда был произведен пуск?

И.М.: В принципе, да.

ВЗГЛЯД: Почему в этой зоне оказалось гражданское судно?

И.М.: Это дело менеджеров этой авиакомпании. Там идут боевые действия. Я летал бы в обход. Вы же не поедете сейчас на машине через эту зону? И я бы не поехал. Украинцы открыли коридор на определенной высоте, думая, что ПЗРК туда не достанет, а те полетели. За навигационное обеспечение платят очень большие деньги.

ВЗГЛЯД: В российских СМИ озвучивается версия, что имела место провокация. Насколько это реалистично, возможно ли теоретически осуществить такое?

И.М.: Все можно сделать. Такие случаи известны в мире, в том числе корейский «Боинг». Тогда ни одного пассажира не нашли.

Зачем в тот район украинская армия перебазировала «Бук»? Значит, какая-то цель была. Куда надо было стрелять? Тут не все так просто.

Если знаешь, что самолет пролетит по такому-то маршруту – вышли в район, появился захват, нажали кнопку «Пуск».

ВЗГЛЯД: Насколько велика вероятность, что ополченцы могли атаковать лайнер, приняв его за военный самолет?

И.М.: Очень маленькая.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............