Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариев«Убедить, что на метро выгоднее»
Эксперты спорят по поводу повышения цен на поездки в метро
Резкое повышение цен на разовые поездки в московском метро вызвало ожидаемую критику в обществе и блогосфере. Однако отдельные специалисты и блогеры поддержали инициативу столичного правительства. Газета ВЗГЛЯД проследила за дискуссией и собрала аргументы обеих сторон.
На прошлой неделе московские власти заявили о частичном повышении цены на проезд в метро. Данная мера коснется только билетов на одну и две поездки. Сейчас их можно купить за 30 и 60 рублей соответственно, а с 1 января 2014 года цена возрастет до 40 и 80 рублей, то есть на треть.
Уменьшая число пользующихся такими билетами, власти рассчитывают уменьшить очереди у касс на остановках и в метро
Аналогичное повышение цен распространится и на поездки в трамвае, автобусе и троллейбусе. Цена билетов увеличится с 25 до 35 рублей и с 50 до 60 рублей. При этом стоимость «длинных» билетов (от четырех поездок) останется прежней, как и тарифы на карте «Тройка».
Мнения общественников относительно повышения цен на проезд в московском метро разделились. Газета ВЗГЛЯД решила собрать все аргументы за и против.
Аргументы против
1. Метро может зарабатывать и по-другому. Повышая плату за проезд, правительство Москвы отказывается от более продуманных вариантов получения дополнительного дохода для метро. Как сказал газете ВЗГЛЯД глава Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков, предпочтительнее активизировать рекламу в метро или более эффективно использовать непроизводственные площади, которые можно сдавать в аренду для мелкой торговли.
2. Подорожание разовых билетов ущемляет права приезжих, которые следуют через Москву транзитом. «Понятное дело, что таким видом проездных пользуются в основном туристы, транзитники и водители, которым нужно быстрее добраться до места назначения. Но ведь их очень большое количество, и получается, что их интересы ущемляются», – сказал Аншаков.
3. Будут ущемлены права всех людей с невысоким достатком, а не только транзитников, считает член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. «Не может быть большой разницы между стоимостью проезда на общественном транспорте в разных городах России. У нас одна страна... Иначе получается проявление социального неравенства, а у людей должен быть равный доступ к услугам», – сказала она.
4. Себестоимость проезда в метро невысока и может даже уменьшиться с учетом увеличения пассажиропотока, считает Аншаков.
5. Цена проезда уже повышалась в этом году (2 апреля 2013 года), напоминает Аншаков.
- Подмосковью обещают десятки станций легкого метро
- Непогода в Москве унесла жизнь 25-летней девушки
- Из Московской области в столицу пустят наземное метро
- Новое тарифное меню вступило в действие в московском метро
- В Москве появится единый туристический билет на транспорт
6. Качество услуг метро слишком низкое, чтобы требовать за них больше денег, особенно учитывая, что московское метро – одно из самых дорогих в мире, считает Аншаков. «Особенно в летний период люди мучаются от духоты в вагонах, повышенного шума. Кроме того, в последнее время участились сбои в движении, аварии. Человек, пока доезжает до работы, уже чувствует себя сильно уставшим, отсюда производительность труда падает», – говорит он.
7. Рост цен на билеты превысил инфляцию. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев обратил внимание на то, что повышение стоимости проезда не должно превышать инфляцию. «Мы в Госдуме принимаем законы для того, чтобы инфляция не росла, тарифы не росли. Тут стоимость билета сразу повышается на 30%, на 10 рублей. Для чего это делается? Нет денег в бюджете? Тогда надо бизнес частный привлекать. Он будет возить дешевле», – сказал Москвичев.
8. Ничто, кроме дешевых билетов, не заставит москвичей пересесть с машин на метро. «Повысятся цены в метро – хомяки отроют из-под снега свои г...-маздочки, заправят бензинчиком и поедут стоять в пробочках. Кацу и Ликсутову это не очевидно?! Не очевидно, что, только сделав общественный транспорт максимально дружелюбным, даже в убыток городскому бюджету, вопреки инфляции и прочим факторам, можно убедить жителей пользоваться им. Не платными парковками, не запретительными мерами, не кнутом, а пряником – показать, доказать, убедить, что на метро дешевле и выгоднее», – считает блогер Елена Мироненко.
Аргументы за
1. Повышение цен – необходимая мера, обусловленная инфляционной индексацией, сообщил глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По его словам, данный вариант выбран как наименее обременительный для граждан и бюджета.
2. Уменьшение очередей. По словам Ликсутова, сейчас лишь 5% пассажиров используют разовые билеты. Уменьшая число пользующихся такими билетами, власти рассчитывают уменьшить очереди у касс на остановках и в метро.
3. Большинство не пострадает. Александр Шумский, руководитель проекта Probok.net, указывает на то, что сама по себе малочисленность москвичей, пользующихся разовыми билетами, говорит в пользу нововведения. «Скажите честно, вам не все равно? Неужели вы так часто покупаете разовые билеты на метро и автобус/троллейбус/трамвай? Те же, кто ездит на общественном транспорте от случая к случаю, пользуются картой «Тройка», – пишет он.
4. Разовые билеты – нерентабельны. Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин обращает внимание на то, что разовые билеты обходятся слишком дорого. «Сама технология бесконтактных карт в силу обстоятельств вышла для московского бюджета достаточно дорогой, потому что серьезная часть в этой цене – это плата за чип», – говорит он.
По мнению Янина, повышение цены позволит переориентировать людей, покупающих разовые билеты, на другой вид карт, то есть побудит чаще пользоваться метрополитеном. В ходе опросов выяснилось, что новая мера заставит покупать проездные и не пользоваться разовыми билетами треть жителей столицы (33%).
5. Данная мера пойдет на пользу налогоплательщикам, поскольку «большая часть издержек метрополитена покрывается налогами москвичей», говорит Янин.
6. Цена и так была необоснованно низкой. Московский муниципальный депутат Максим Кац* подчеркивает, что неизменная цена билетов постоянно снижалась относительно роста зарплат в Москве и является в этом отношении одной из самых низких в мире. Такое положение является «популистическим заигрыванием со стороны мэрии».
«В стране, где цены на билеты не повышались с 1961-го по 1991 год, очень важно объяснять людям, что времена изменились, экономика другая и цены неизбежно повышаются всегда. Нужно сделать одну дату какую-то, например, 1 ноября, когда по каким-то принципам индексируются все цены на транспорт, и всегда в эту дату цены повышать, каждый год без пропусков», – пишет он.
Тем временем, как показывает опрос, 79% москвичей выступают против подобной инициативы.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом