Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию для того, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила будущего миропорядка.

2 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
11 августа 2012, 11:35 • Общество

«Молодежно-подростковый бунт»

Марк Сандомирский: Секс, опасность, скандалы

«Молодежно-подростковый бунт»
@ ini21.ru

Tекст: Роман Крецул

«У русскоязычной аудитории интернета происходит такое явление, как возрастная регрессия – «возврат в детство». Они ведут себя в интернете как дети и подростки с соответствующим некритичным отношением к получаемой информации»», – рассказал газете ВЗГЛЯД психотерапевт Марк Сандомирский. Он пояснил, почему интересы интернет-аудитории отличаются от реальных.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в пятницу, что не следует составлять представление о положении дел на основе того, что пишут в интернете.

«Тот, кто полагает, что весь мир сконцентрирован в онлайне, тот очень сильно ошибается. Мы живем в офлайне все, если выражаться интернет-терминологией. Это гораздо более интересный мир», – сказал он, добавив, что поднимаемые в интернете проблемы зачастую не являются приоритетными для большинства людей в стране.

Мы повторяем этот молодежно-подростковый бунт, только идеология гораздо проще и примитивнее

«Зачастую возникает абсолютно искаженная картина и применительно к «Единой России», и вообще к политической ситуации, к общественной жизни. Фантомные вещи вылезают на первый план, и такое ощущение, что вся страна думает только об этом. Я не буду говорить, что я имею в виду, но вы сами знаете», – сказал премьер.

«Откройте сейчас любой сайт, но желательно оппозиционный, потому что он в этом смысле более рельефный, хотя и прогосударственный ресурс откройте, там будет набор тем. Если пройтись по ним, то возникнет ощущение, что мы только этим и занимаемся. А мы вообще этим не занимаемся, нам на это плевать, я имею в виду – всем гражданам страны, за исключением довольно узкой группы людей», – пояснил Медведев, призвав отличать реальную повестку дня от интернет-повестки.

О том, как трансформируется информация, попадая в онлайн, и почему интернет-пользователей интересует в интернете не то, что в обычной жизни, газете ВЗГЛЯД рассказал психотерапевт Марк Сандомирский.

ВЗГЛЯД: Марк Евгеньевич, вы согласны с мнением о том, что онлайн-повестка принципиально отличается от реальных проблем?

Марк Сандомирский: Рунет отличается определенной анархичностью контента, которая отражает разброд и шатание – процессы, происходящие в массовом сознании. Поскольку у нас общество в целом в социально-психологическом плане недостаточно зрелое, оно, и рунет вместе с ним, проходит тот период, который можно сравнить с подростковым периодом, который проходит отдельно взятый человек. И интересы массы пользователей в рунете оказываются не совсем взрослыми, не совсем зрелыми.

Обычно аналитики предполагают, что поведение человека в интернете должно соответствовать теории рациональных ожиданий. Проще говоря, взрослый человек должен и в интернете себя вести как зрелая личность: разумно выбирать контент и критично его оценивать. Я проводил исследование и написал книгу по психологии поведения блогеров. Заметно, что у, по крайней мере, русскоязычной аудитории интернета происходит такое явление, как возрастная регрессия – «возврат в детство». Они ведут себя в интернете как дети и подростки с соответствующим некритичным отношением к получаемой информации и с соответствующими интересами в поиске этой информации.

Можно вспомнить события, происходившие в массовом сознании американского общества полвека назад, когда было молодежно-подростковое движение хиппи, девизом которого было «секс, наркотики, рок-н-ролл». Сейчас в нашем обществе происходит подобие того же самого. Мы повторяем этот молодежно-подростковый бунт, только идеология проще и примитивнее.

Сейчас рецепт популярности очень простой: секс, опасности и скандалы. Опасность – это любой контент, связанный с агрессией, чрезвычайными ситуациями, ожидаемыми кризисами. А скандалы касаются как поведения политиков, власти, так и поведения отдельных публичных фигур или других людей. В качестве примеров можно взять дело Pussy Riot – скандальные акции, целью которых является привлечение внимания.

ВЗГЛЯД: Что происходит в такой ситуации с реальными проблемами, от которых зависит каждый, с их восприятием?

М.С.: Реальные проблемы, которые затрагивают жизнь каждого человека, интересуют человека зрелого, практичного, прагматичного, который принимает на себя ответственность за решение реальных жизненных проблем. А если от этих вопросов он убегает в виртуальную реальность, то его интересуют проблемы, которых в реальной жизни нет.

Интернет может выступать в роли кривого зеркала: увеличивать одни проблемы в массовом сознании и затушевывать другие. Для человека незрелого как раз и проблема в том, что он от реальных проблем уходит, но ему нужен канал для слива эмоциональной напряженности: ему нужны будоражащие темы о каких-то якобы серьезных проблемах, не относящихся к его собственной жизни. В решении таких проблем, даже если они существуют, сам он участия принять не может.

Сейчас мы говорили о поведении людей, в общем-то, обычных. Но надо сказать еще и о другой составляющей: это люди, имеющие серьезные психологические проблемы, личностные расстройства. Это маргинальные личности, не совсем адекватные. Эти люди страдают от того, что не получают столько внимания от окружающих, сколько, по собственной оценке, заслуживают. Тогда они, не имея возможности реализовать себя в реальной жизни, удовлетворить свое тщеславие и амбиции, «отрываются» в онлайне. Раскручиванием скандальных тем, агрессивными, конфликтными и провокационными высказываниями они завоевывают сетевую популярность.

ВЗГЛЯД: К ним относятся люди, которые значительную часть своего времени тратят на то, чтобы по любому поводу писать агрессивные комментарии, ругаться с другими участниками дискуссии и т.д.?

М.С.: Обязательно. И так называемые сетевые тролли – это именно такие люди, они движимы мотивом привлечения внимания к собственной персоне, пользуясь любым подходящим поводом, провоцируя скандалы.

Но есть и третья составная часть. В интернете могут применяться и технологии манипулирования массовым сознанием. Это можно сделать как в интернет-СМИ, так и, что особенно удобно, в социальных медиа, где эффект достигается за счет синхронизации активности пользователей.

Когда-то я проводил исследования по поводу так называемых распределенных СМИ. Первым образцом такого СМИ была ленинская газета «Искра». Это скромный печатный листочек, ничего особенного собой, казалось бы, не представляющий. Почему эта газета пользовалась огромным влиянием? Потому что она перепечатывалась на местах. По всей огромной Российской империи перепечатывали один и тот же контент. Это было первое в истории распределенное СМИ. То же самое может быть в интернете, когда большое количество пользователей начинает писать об одном и том же.

На самом деле это могут быть не реальные пользователи, а виртуалы. Когда это происходит организованно, синхронно, коллективно, создается впечатление, что эта тема исключительно важна, поскольку привлекает внимание общества. То, что подобного рода технологии в рунете используются, подтверждают недавние исследования лаборатории Ашманова.

ВЗГЛЯД: Как вы видите эту извращенную, по мнению премьера, интернет-повестку? Какие реально значимые темы, на ваш взгляд, игнорируются, а какие, напротив, незаслуженно много обсуждаются?

М.С.: Что касается последнего, то это большое количество политически ангажированных тем, тем околорелигиозных, направленных на разжигание розни, темы, связанные с межэтнической напряженностью.

Напротив, незначительным вниманием пользуются темы, требующие глубоких профессиональных знаний: реальная экономика, наука и технология.

Кстати, надо сказать, кроме политики не соответствующее реальности отражение находят в рунете некоторые темы, связанные со здоровьем. Если пользователь будет верить той информации, которую оттуда можно почерпнуть, он будет думать, что алкоголь полезен для здоровья и что наркотики способствуют духовному росту.

ВЗГЛЯД: Какую роль в этих процессах играют СМИ, которые не могут не замечать тем, интерес пользователей к которым значителен?

М.С.: Понятно, что на рынке спрос рождает предложение. С одной стороны, медиа подстраиваются под аудиторию. Думая о посещаемости, от чего зависят рекламные расценки, они вынуждены искать такие темы, которые привлекают как можно больше читателей. Когда СМИ идут на поводу у аудитории, они попустительствуют, поощряют самые примитивные интересы. Когда это продолжается достаточно длительное время, таким образом происходит воспитание самой аудитории. Уже аудитория подстраивается под аудиторию, все начинают интересоваться именно теми темами, которые раскручивают медиа. Замыкается обратная связь.

..............