Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
24 апреля 2012, 16:45 • Общество

«Местные уважаемые люди»

Михаил Козьминых: Нужен своего рода шериф

«Местные уважаемые люди»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

«Можно выбрать какого-то парня или двух, которые за счет муниципальных денег взяли бы на себя ответственность за организацию порядка в своем поселке», – заявил газете ВЗГЛЯД уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Михаил Козьминых. Он считает необходимым создать новую, добровольческую, милицию.

Омбудсмен Ленобласти Михаил Козьминых на днях помог местной жительнице защититься от угроз бывшего мужа, который требовал переоформить на него имущество. При этом все обращения за помощью в полицию ничего женщине не дали. И только омбудсмену совместно с прокуратурой удалось оперативно разобраться в ситуации и обеспечить безопасность заявительницы и ее семьи.

Нужен отдельный закон о новой структуре. Я считаю, что она должна обладать всеми полномочиями органов внутренних дел

Из этой истории следующий вывод: «Правоохранительные органы на местах зачастую не обращают внимания на жалобы граждан такого рода. Это понятно: штат сотрудников очень ограничен, и все силы брошены на те преступления, которые уже произошли. Я думаю, назрел вопрос создания муниципальной полиции, надо создавать ее из добровольцев, чтобы предотвращать преступления и правонарушения».

Отметим, что муниципальная милиция в России уже существовала, например, в 90-е годы. И позже к мысли о ее воссоздании неоднократно и независимо друг от друга приходили различные политические силы.

Скажем, в 2002 году замруководителя кремлевской администрации (нынешний вице-премьер) Дмитрий Козак заявил, что милиция в ее нынешнем виде прекратит существование, а вместо нее появятся федеральная полиция, муниципальная милиция, Национальная гвардия и Федеральная служба расследований. Уже тогда хотели за федералами оставить борьбу с преступностью, а муниципалитетам поручить охрану общественного порядка на улицах городов и поселков.

Потом похожая идея всплыла в июне 2011 года, в разгар реформы МВД. Уже тогда некоторые говорили, что от сокращения участковых в рамках закона «О полиции» пострадают многие жители села.

#{interviewsociety}И даже глава МВД Нургалиев заявлял, что создание муниципальной милиции в России возможно, но не в ближайшем будущем. Он пояснил, что «на современном этапе многие муниципальные и региональные власти с трудом обеспечивают финансирование милицейских подразделений». Кроме того, с созданием муниципальной милиции «необходимо выстраивать систему взаимодействия этих подразделений с органами дознания и следствия». Словом, одну бы, уже начатую реформу закончить.

Осенью 2011 года в Госдуму даже был внесен законопроект, предоставляющий органам местного самоуправления право создавать свою милицию. Правда, больше о нем ничего не сообщалось. А уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Михаил Козьминых сам дошел до той же идеи, ежедневно встречаясь с людьми и выслушивая их жалобы.

Газета ВЗГЛЯД попросила омбудсмена рассказать о том, какой ему видится новая «альтернативная» полиция.

ВЗГЛЯД: Михаил Юрьевич, чем предлагаемый вами орган правопорядка будет отличаться от обычной полиции, какие функции выполнять?

Михаил Козьминых: Эта идея родилась у меня еще полгода назад, когда мы проводили первый совместный прием населения вместе с главой ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Глава муниципального образования Вырица тогда приехал к нам и рассказал, что ему не хватает участковых. В Вырице не в сезон проживает около 2–3 тысяч человек, а в сезон, с учетом дачников, – тысяч 200. И с этой ситуацией полиция не справляется. Такая же ситуация сейчас во многих местах области. Каждодневную работу с людьми должен вести совершенно понятный, известный всем человек. То бишь участковый уполномоченный. Но в штате ГУ МВД такие сотрудники сейчас или предусмотрены, но их мало, или они просто не предусмотрены на отдельных территориях.

Мое предложение сводится к следующему. В Ленинградской области 221 муниципальное образование, в которые входят по два-три поселка – в среднем по 3–4 тысячи человек. Есть два выхода, чтобы организовать там контроль за порядком. Первый – народная дружина, то есть когда общественники ходят вечером с повязками. Но я, например, уверен, что это не лучший выход, они – не профессионалы, общественников я бы не использовал в этом деле.

Михаил Козьминых считает, что общественники – не лучший вариант для «альтернативной» полиции (фото: ИТАР-ТАСС)

Михаил Козьминых считает, что общественники – не лучший вариант для «альтернативной» полиции (фото: ИТАР-ТАСС)

И есть вариант создать новую структуру, такую муниципальную милицию – допустим, так ее можно назвать, которой муниципальный орган платил бы за работу. При этом в ней были бы не назначаемые ГУ МВД люди, которые, в общем, к данной территории имеют мало отношения и знают ситуацию поверхностно, а местные уважаемые люди. Как в старых техасских фильмах можно выбрать какого-то парня или двух парней, которые за счет муниципальных денег взяли бы на себя ответственность за организацию порядка в своем поселке.

ВЗГЛЯД: Кто-то вроде шерифа?

М.К.: Да, типа шерифа. Плюс такой – они хорошо всех знают. Для тех, кто живет в этих поселках, не секрет, кто пьет горькую, кто употребляет наркотики, кто их распространяет и т.д. По крайней мере, будет больше достоверной информации о том, где там какое зло. Да и внутрисемейные конфликты между мужем и женой, которые составляют львиную долю всех конфликтов, муниципальному полицейскому, которого все знают и ему доверяют, будет уладить легче.

Сейчас в Ленобласти развивается институт старост. Но это такой общественный орган. Хорошо, конечно, что есть общественный контроль, но все-таки люди должны свою работу выполнять за деньги и профессионально. В случае если мы будем выбирать «шерифа» или главного муниципального милиционера, то уже он дальше будет нанимать муниципальных служащих, допустим, трех-четырех, которые как раз и будут выполнять роль участковых милиционеров. Они не будут подчиняться ГУ МВД, а только главе муниципального образования, а глава муниципального образования сможет теперь следить за тем, что происходит на его территории, и своими силами наводить там порядок.

ВЗГЛЯД: Но по какому принципу местные жители будут выбирать людей для охраны своей безопасности?

М.К.: Глава этой муниципальной милиции, по идее, будет нанимать себе профессионалов. Может быть, отслуживших, или бывших милиционеров и т.д. Разумеется, будут брать не всех подряд.

ВЗГЛЯД: Вы считаете, там, где появится муниципальная полиция, обычные полицейские будут уже не нужны?

М.К.: Думаю, что нет. Наверное, нужны будут представительства Следственного комитета, который сможет более профессионально, чем они (муниципальные полицейские – прим. ВЗГЛЯД), расследовать какие-то уголовные дела. А вот все оперативные действия должна осуществлять муниципальная милиция, я думаю.

ВЗГЛЯД: Но пока такая структура никакими законами не регулируется. Непонятно, скажем, на каком основании они смогут носить оружие?

М.К.: У нас довольно много служб, которые не в структуре МВД, но носят оружие. Это судьи, судебные приставы и т.д. Но вы правы, безусловно, нужен новый отдельный закон о новой структуре. Я считаю, что она должна обладать всеми полномочиями органов внутренних дел за, может быть, малым исключением, расследованием определенных преступлений и т.д. Но они, наверное, вправе будут задерживать, применять оружие.

Сейчас мы будем излагать на бумаге то, как мы это видим. И недели через три-четыре в виде какой-то оформившейся инициативы выйдем на наше Законодательное собрание. А потом уже – на уполномоченного по правам человека в России (он уже может обсуждать инициативу на федеральном уровне – прим. ВЗГЛЯД).

ВЗГЛЯД: С Ленинградской областью понятно. А в других регионах участковых столь же остро не хватает?

М.К.: Думаю, да. Общее сокращение, которое прошло в ходе реформы, привело к тому, что такие и так бывшие дефицитными должности, как участковый уполномоченный, были сокращены. Не во всех, конечно, населенных пунктах, так говорить нельзя, но во многих. И люди, конечно, жалуются, что им некуда пойти, вызвать милицию – это целая процедура.

ВЗГЛЯД: Кто-то уже поддержал эту идею?

М.К.: Мы обсуждали ее с главой полиции Петербурга и Ленинградской области Сергеем Умновым. Идея была относительно поддержана. Но речь шла пока о создании группы помощников полицейских, то есть о народных дружинниках. Но, как я уже сказал, я не сторонник привлекать к этому общественников.

ВЗГЛЯД: Есть ли аналоги подобной службы в России? Чей опыт вы брали за основу?

М.К.: В России аналогов не знаю («Википедия» сообщает, что муниципальная милиция существует только в Ижевске – прим. ВЗГЛЯД). В мире да, есть. Канада, Америка. У них во многих маленьких городках есть нечто подобное.

..............