Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевРодители поддержали
Россияне поддержали введение школьной формы
Восемь из десяти россиян поддерживают введение школьной формы, а более половины считают неприемлемой демонстрацию своей религиозной принадлежности в школе. Таковы результаты опроса ВЦИОМ. Экспертов они не удивляют. Мнение большинства россиян лишь подтвердило, что в России общество, и прежде всего школа, – светские.
Подавляющее большинство россиян поддерживает введение школьной формы. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Граждане высказались за светскую школу
Согласно опросу, введение формы для школьников одобряют 77% респондентов. В основном женщины (81%), россияне 45 лет и старше (82–83%), те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (82%). Не поддерживает единую школьную форму 18% респондентов, прежде всего молодёжь (37%), мужчины (22%) и те, у кого в семье нет несовершеннолетних детей или внуков (21%).
Опять же большинство россиян (54%) считает, что решение о введении школьной формы должно быть принято на федеральном уровне. Только 14% уверены, что это прерогатива региональных и местных властей, 10% предпочитают предоставить право решать этот вопрос родителям, а 8% – директорам школ.
Согласно данным ВЦИОМ, 53% россиян против того, чтобы учащиеся носили предметы религиозной одежды. Так считают атеисты (57%), москвичи и петербуржцы (76%), респонденты предпенсионного возраста (59%). Ничего предосудительного в таком поведении не видят 35%, прежде всего молодежь (43%), жители городов-миллионеров (44%) и мусульмане (42%).
- Школьную форму можно ввести не из-за тоски по СССР
- Путин негативно отозвался о ношении хиджабов в школе
- РПЦ одобрила введение обязательной школьной формы
- Ливанов изменил мнение о ношении хиджабов в школах
Поводом для опроса прослужил случай в ставропольской школе, где директор запретил нескольким школьницам посещать занятия в хиджабе (мусульманский платок). Родители пожаловались в прокуратуру, которая в запрете директора не нашла ничего противозаконного.
Большинству россиян (71%), как показал социологический опрос, об этом конфликте известно. Впервые узнали об инциденте в ставропольской школе в ходе опроса 28%.
Информированность населения о конфликте в Ставрополье «поразительно высокая», считает политолог Павел Данилин.
«Более 70% россиян – практически все – знают о том, что в Ставропольском крае произошел конфликт, связанный с запретом ношения хиджабов. И, как оказалось, более половины россиян выступают против того, чтобы в школе носили хиджаб и демонстрировали другие этнокультурные и религиозные отличия», – говорит он.
По словам Данилина, школа – это инструмент социализации. В этом контексте необходимо проводить максимально концентрированную политику по сглаживанию различий между детьми, считает он. «Школьники, получающие навыки гражданства, не должны чувствовать себя ущербными по отношению к другим группам детей в той же школе. Введение школьной формы, за которое высказались 77% россиян, – естественный и понятный выбор родителей», – отмечает Данилин.
Помимо того что школьная форма практична и удобна, она во многом нивелирует социальное расслоение в школах. «Когда одни дети выряжены в разные дорогие «шмотки», а другие носят дешевую одежду, понятно, что возникают обиды. Всего этого можно избежать с помощью введения единой школьной формы. Ну и, конечно же, не будет конфликтных ситуаций, как в случае с хиджабами», – резюмирует эксперт.
Мнение россиян о недопустимости демонстрации своей религиозной принадлежности в школе и полезности единой школьной формы было ожидаемым, считает член Совета Общественной палаты, научный руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения, доктор экономических наук Иосиф Дискин.
«Другой вопрос, что есть люди, которые пытались это оспорить, выступая от имени общественного мнения. Теперь они получили ответ», – подчеркивает он.
«Граждане высказались за светскую школу, граждане высказались за то, чтобы в детском коллективе не было расслоения по различным социальным и религиозным основаниям. Именно поэтому многие заявили о недопустимости ношения хиджабов в школе. С их точки зрения именно школьная форма позволяет снять проблему этих самых различий», – продолжает Дискин.
По словам эксперта, вопрос передачи права государству принимать решение о введении единой школьной формы всегда дискуссионный. «Желательно, чтобы частично введение школьной формы осуществлялось при государственной поддержке. Это правильно и справедливо», – считает Дискин.
Тема школьной формы неожиданно оказалась в центре внимания не только общественности, но и властей. В октябре в Госдуме предложили ввести в России единую школьную форму. Поправка, согласно которой во всех образовательных учреждениях вводится обязательная школьная форма, предложена к проекту нового базового закона «Об образовании». Автором инициативы выступил депутат думской фракции ЛДПР Михаил Дегтярев. По его мнению, эта мера «сгладит социальное неравенство среди детей и подростков, укрепит дисциплину и повысит мотивацию учащихся к обучению».
Идею унификации одежды, в которой дети ходят на занятия, уже поддержал министр образования России Дмитрий Ливанов, а еще ранее – президент России Владимир Путин, предложивший «подумать» на региональном или даже на муниципальном уровне о введении единой формы одежды. Так он отреагировал на конфликт вокруг ношения хиджабов в одной из школ Ставрополья.
Интересно, что задолго до этого конфликта, в конце 2010 года, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов заявил о намерении ученого совета вуза ввести ограничение на ношение некоторых элементов религиозной одежды, в том числе и хиджаба. Однако после широкой огласки инициаторы идеи поспешили отказаться от нее.