Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева От митингов «несогласных» до окопов под Донецком

Отдавшие свои жизни на полях СВО не увидят, каким будет будущее России. Но самим фактом своего бытия и своего поступка они сделали невероятно много для того, чтобы «судьба всего цивилизованного проекта на планете» решилась справедливым образом.

20 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

20 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Россия верит в Большой смысл

Идеология противников России строится на одном-единственном базовом принципе – тотальном отрицании Большого смысла для человека. И особое неприятие, вплоть до скрежета зубовного, вызывает Большой смысл России.

20 комментариев
9 сентября 2011, 19:08 • Общество

«Дело не в топливе»

Олег Смирнов: Дело не в топливе

«Дело не в топливе»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

«Для самолетов такого типа это редчайшее явление», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов версию о некачественном топливе как причине крушения Як-42 под Ярославлем. По его мнению, есть прямые указания на то, что к аварии привели другие факторы.

В пятницу представитель аэропорта Туношна сообщил, что после крушения Як-42 воздушному порту запретили использовать местное топливо.

#{image=554258}«Пока местные ГСМ запретили использовать. Выходили из положения – привозили из соседних аэропортов. При необходимости и сейчас привозим, а все остальные предупреждаются и заправляются заблаговременно, чтобы здесь не заправляться», – пояснил он.

Экспертиза топлива, которым был заправлен аварийный борт, должна завершиться в ближайшее время. В компании «Славнефть», топливо производства которой используется для заправки воздушных судов в ярославском аэропорту Туношна, заявляют, что ее продукция соответствует стандартам.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к президенту фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженному пилоту СССР Олегу Смирнову с просьбой рассказать, насколько вероятно, что топливо, заправленное в самолет, было некондиционным.

ВЗГЛЯД: Олег Михайлович, в аэропорту Туношна запретили использовать топливо местного производства. Это стандартная процедура, или в данном случае речь идет о каких-то конкретных подозрениях?

По словам Олега Смирнова,  топливо редко становится причиной летных происшествий(фото:  aviafond.ru)

По словам Олега Смирнова, топливо редко становится причиной летных происшествий (фото: aviafond.ru)

Олег Смирнов: Экспертиза еще не закончена. После ее завершения возможны два варианта. Первый: ни одного замечания. Это сразу отменяет запрет. Вариант второй: есть серьезные замечания к качеству топлива. Немедленно накладывается арест на всю партию, устанавливается, куда направлялось это топливо, какие самолеты им заправлялись. Нужно будет сливать все топливо у этих самолетов, прочищать баки и заправлять туда кондиционное топливо.

ВЗГЛЯД: Насколько вероятной вы считаете версию о некачественном топливе?

О.С.: Я на сто процентов уверен, что дело не в топливе. Есть фундаментальные правила. При взлете в точке принятия решения (для Як-40 это около тысячи метров) командир корабля должен решить: или продолжать взлет, или, если он не достиг нужной скорости, прекращать взлет, пока ему еще хватает впереди лежащей взлетно-посадочной полосы. Если по каким-то – неважно каким – причинам ты не можешь взлететь, ты прекращаешь взлет, останавливаешься до конца ВПП, заруливаешь на стоянку и там разбираешься. Но если ты прошел эту точку, ты обязан взлетать. Так вот в данном случае это фундаментальное правило почему-то было не выполнено. Почему это произошло, мы это узнаем уже скоро – самописцы сохранились, и в течение нескольких дней перед нами предстанет более полная картина происшествия.

ВЗГЛЯД: Часто ли топливо становится причиной летных происшествий?

О.С.: Очень редко. Для транспортных самолетов такого типа это редчайшее явление. Объясню, почему. Проверка начинается еще с того этапа, когда цистерна приходит в Ярославль с завода. При приеме в топливо-заправочный комплекс (ТЗК) аэропорта делается анализ. И только когда устанавливается, что это топливо абсолютно кондиционное, его заправляют в емкости ТЗК. Если топливо некондиционное, цистерну отправляют назад. После заправки в емкости ТЗК топливо хранится до того момента, как его заправят в топливозаправщик, который идет к самолету. Перед тем как заправить топливозаправщик, опять проводится анализ. Затем, когда самолет заправлен, инженеры делают слив некоторого количества топлива из крыла самолета в стеклянную банку и делают осмотр. Если там есть примеси воды, пузырьки сразу видны.

ВЗГЛЯД: Перед аварийным Як-42 из аэропорта улетел другой самолет, заправленный тем же топливом. Это свидетельствует о том, что с топливом было все в порядке?

О.С.: Если заправлял тот же топливозаправщик, то версия о некачественном топливе исключается на сто процентов.

Анализ покажет полную картину, вскроет, было ли это топливо кондиционным.

ВЗГЛЯД: Если аэропорту запрещено пользоваться топливом, которое есть в емкостях его ТЗК, как он должен выходить из ситуации?

О.С.: В документах должно быть отражено, что в аэропорту Ярославля отсутствует авиакеросин. Тогда экипажи заправляются с таким расчетом, чтобы потом взлететь из Ярославля и долететь до ближайшего аэропорта, где есть топливо. Это дополнительная посадка, дополнительные расходы, но что делать – безвыходное положение.

ВЗГЛЯД: То есть даже при полном отсутствии топлива в аэропорту это может не сказаться на графике движения воздушных судов?

О.С.: Для авиакомпаний, которые летают на большие расстояния, это может стать проблемой: на таких расстояниях просто нет возможности брать лишнее топливо, потому что все упирается во взлетный вес, который нельзя превышать. А если это небольшое расстояние, да еще неполная коммерческая загрузка, то можно взять столько топлива, сколько хватит веса. Так что эти меры скажутся только на экономике авиакомпаний, а не на расписании рейсов. Это не критическая ситуация.

ВЗГЛЯД: А те самолеты, которые уже стоят в аэропорту?

О.С.: Здесь тоже есть варианты: или заказать цистерну по железной дороге, или автомобиль-заправщик с топливом, необходимым для минимальной заправки, которая бы позволила долететь до аэропорта, где есть авиакеросин. А Ярославль окружен такими аэропортами – Москва рядом, где топливо всегда есть, Нижний Новгород недалеко.

..............