Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
27 сентября 2011, 13:01 • Общество

В чужой стороне

Российские моряки не могут вернуться из Сомали

В чужой стороне
@ Reuters

Tекст: Елена Сидоренко

Родственники семерых российских моряков, находящихся на теплоходе Sea Master-1 в опасных водах Сомали, через Российский профсоюз моряков обратились к властям РФ с просьбой вернуть их родных домой. Сами моряки накануне заявили о бедственном положении и опасениях за свои жизни.

Во вторник в Дальневосточное отделение Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) за помощью обратились родственники семерых моряков, которые не могут вернуться на родину из Сомали.

Если моряки действительно в Сомали, то они могут оказаться в еще большей опасности, пока будут добираться до ближайшего порта

В заявлении, адресованном министру иностранных дел Сергею Лаврову, губернатору Приморского края Сергею Дарькину и региональному прокурору Юрию Хохлову, они обвиняют круинговую компанию Marina Bulk в неправомерности действий. Родственники считают, что их родные были отправлены на теплоход Sea Master-1 обманным путем, сообщает РПСМ.

«В настоящее время теплоход находится в пиратском районе Аденского залива без коллективного договора, без согласия членов экипажа работать в этом районе. Законное право моряков об отказе работать в зоне военной опасности игнорируется судовладельцем. Просим вас помочь членам экипажа покинуть судно (за счет судовладельца) и привлечь к ответственности владельцев круинговой компании», – говорится в заявлении родственников моряков, размещенном на сайте профсоюза.

Как рассказал РИА «Новости» председатель РПСМ Николай Суханов, родственники моряков вынуждены были обратиться за помощью, потому что самим им не удается установить личность судовладельца. «Установить, кто владеет судном, сложно, поскольку не так давно теплоход был куплен в Китае», – пояснил он.

Суханов добавил, что профсоюз уже связался с властями порта Находка, откуда российских моряков отправляли на судне, чтобы официально установить, какая именно круинговая компания  нанимала моряков. «Когда мы получим эти сведения, сможем установить, правомерно ли действовала круинговая компания, есть ли у нее соответствующее разрешение», – уточнил Суханов.

По словам родственников моряков, представитель судовладельца на судне обещал экипажу теплохода Sea Master-1 вдвое увеличить зарплату за работу в опасном районе.

Отметим, что судно работает под «удобным» флагом Панамы, с членами экипажа не заключен коллективный договор – основной документ, защищающий их трудовые права. «Удобный» флаг означает, что хозяин регистрирует судно за рубежом и платит налоги государству, предоставляющему оффшорные льготы. При этом моряки, нанятые на суда, которые работают под «удобными» флагами, часто не имеют даже минимальных социальных гарантий.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, приморские моряки в понедельник и сами обращались в профсоюз с просьбой помочь им вернуться на родину. Россияне сообщили, что когда приступили к работе, их поставили перед фактом, что судно берет груз и идет в Сомали. Затем, как написали в обращении моряки, выяснилось, что судно будет работать в районах, откуда регулярно приходят сводки о пиратских нападениях на суда (Аденский залив, Красное море, западная часть Индийского океана). В частности, в данный момент, по данным профсоюзной организации, теплоход находится в одном из портов Сомали.

«Моряки опасаются за свою жизнь и не хотят работать в этом опасном районе, где регулярно отмечаются нападения морских пиратов», – передает «Интерфакс» слова Суханова.

Эксперт по мировому судоходству Михаил Войтенко в интервью газете ВЗГЛЯД пояснил, что на разрешение сложившейся ситуации влияют два фактора. Во-первых, поскольку моряки обратились за помощью, значит, в их контрактах не предусмотрен пункт обязательной репатриации, соответственно, нет денег, чтобы вернуться на родину.

Во-вторых, после отказа россиян работать в опасных водах судовладельцу необходимо найти сменную команду. На это требуется очень много времени, а в Сомали найти замену еще сложнее.

«По моим данным, судно с российскими моряками находится не в районе Сомали, а в районе Судана. Это очень важно – знать место их стоянки, – подчеркнул эксперт. – Дело в том, что если моряки действительно в Сомали, то они могут оказаться в еще большей опасности, пока будут добираться до ближайшего порта, да и в самом городе. К тому же в этой стране нет никаких российских представительств, постоянных авиасообщений с Россией. В Судане ситуация тоже не сахар, но все же там больше возможностей вернуться домой», – пояснил Войтенко.

Морской эксперт также отметил, что установить личность судовладельца не составляет никакого труда: в любом профсоюзе имеются базы данных, и то, что теплоход был куплен недавно, никак не влияет на поиски. В то же время «профсоюз повлиять на судовладельца не сможет, у него просто нет для этого никаких рычагов». «Если судовладелец откажется возвращать моряков за свой счет, никто ничего ему сделать не сможет», – отметил он.

Что касается деятельности круинговой компании, то эксперт заявил, что, скорее всего, при отправлении моряков на теплоход она действовала правомерно. «У круинговой компании есть предложения судовладельцев, есть база моряков. Видимо, просто произошла перемена маршрута. Но круинговая компания в этом не виновата. Большинство торговых судов никогда не знают своего точного маршрута. Он может меняться каждый день», – заметил Михаил Войтенко.

В заключение эксперт заявил, что предложение увеличить зарплату морякам за работу в опасных водах – просто фикция, потому что судно опасными водами идет максимум неделю, за этот период много денег не заработаешь. «Вот если бы судовладелец заявил о двойной зарплате при взятии экипажа судна в плен пиратами, тогда были бы действительно хорошие деньги», – резюмировал он.

..............